|
КРИМИНОЛОГИЯ |
Изучение социально-демографических характеристик личности |
На этой основе все криминогенные качества человека С.М. Иншаков делит на четыре группы:
1) криминогенные качества, нейтрализующие сдерживающее воздействие совести; 2) криминогенные качества, нейтрализующие сдерживающее воздействие уголовного наказания; 3) криминогенные качества, нейтрализующие сдерживающее воздействие общественного осуждения; 4) отсутствие умений, необходимых для реализации сдерживающего влияния трех указанных факторов.
Убеждения, относящиеся к первой группе криминогенных качеств, можно, в свою очередь, подразделить на: — убеждения, обусловливающие отсутствие совестливости (например, уверенность, что «мне можно то, чего нельзя другим»); — убеждения, являющиеся основой механизма психологической защиты (например, убеждение, что все люди допускают несправедливые поступки, и связанный с этим жизненный принцип: «я не хуже других»); — убеждения, обусловливающие правовой нигилизм (например, уверенность, что законы не выражают интересов большинства людей). Убеждения, относящиеся ко второй группе криминогенных качеств, также можно подразделить на группы: — убеждения, являющиеся основой чувства безнаказанности (например, уверенность, что определенным способом можно так совершить преступление, что раскрыть его будет невозможно); — убеждения, составляющие сущность правового инфантилизма (например, уверенность, что за совершаемое преступление предусмотрено весьма мягкое наказание: штраф и т. п.); — убеждения, обусловливающие безразличное отношение к уголовному наказанию (уверенность, что в колонии можно неплохо жить, или надежда на скорый побег оттуда)'. К числу криминогенных качеств, нейтрализующих сдерживающее воздействие общественного осуждения, можно отнести уверенность, что никто не осудит за совершаемое преступление, и безразличное отношение к такому осуждению.
К социально-демографическим характеристикам личности относятся: пол; возраст; образование; социальное положение, род занятий; семейное положение; материальное положение, место жительства, жилищно-бытовые условия; судимость и др.
Изучение социально-демографических характеристик личности имеет особую ценность в связи с тем, что по ним можно судить об иных качествах личности. Например, по образованию можно сделать вывод о наличии у человека тех или иных знаний, по факту, работал ли человек до призыва на военную службу (и кем), — каково его отношение к труду. Наличие судимости дает повод предполагать, что у человека есть криминогенные качества.
В связи с изложенным необходимо остановиться на вопросе о соотношении социального и биологического в личности преступника. Суть заключается в том, от каких качеств человека зависит преступное поведение: — от тех, которые достались ему по наследству, переданы генетически (например, способности, темперамент, быстрота реакции, особенности реагирования на окружающий мир, генетически переданные программы поведения); — от тех, которые он приобрел в процессе жизни в обществе (в результате воспитания, обучения, общения, то есть процесса социализации).
Существуют три точки зрения на данную проблему: 1. Определяющую роль в генезисе преступного поведения играют социальные факторы. 2. Главными факторами преступного поведения являются биологические. 3. В отношении одних преступлений главными оказываются социальные факторы, а в отношении других — биологические.
С позиций правового подхода данная проблема решается достаточно просто на логическом уровне. Если исходить из того, что преступность — антинормативное явление, необходимо признать, что одним из признаков ее является уголовно-правовой характер. Преступность в данной трактовке — это сложная совокупность преступлений с некоторыми признаками системы. Таким образом, преступность вторична по отношению к правовому регулированию человеческого поведения: нарушение запрета появляется после установления запрета.
До появления нормативного регулирования оценивать совокупность убийств, иных форм насилия, фактов захвата, отбирания предметов у других как преступность некорректно. Совершение таких деяний в период «царства дикости» было нормой, проявлением господства «права сильного». При таком господстве нет и не может быть преступлений, поскольку нет того, через что переступать: любое деяние вписывается в систему этого права как правомерное, поскольку главными аргументами в этой системе являются крепкие зубы и быстрые ноги.
Нельзя говорить о преступности применительно к миру зверей. Так же бессодержателен этот термин применительно к ненормативному людскому сообществу.
Говоря о сущности правового (и иного нормативного) регулирования человеческого поведения, следует иметь в виду, что норма может регулировать поведение лишь в том случае, если человек способен, во-первых, сознательно, адекватно ее воспринять; во-вторых, сознательно руководить своим поведением, то есть у человека должна быть свобода выбора: поступать в соответствии с законом или вопреки ему. Биологические доминанты так называемого прирожденного преступника отрицают свободу воли: так же, как тигр не может питаться травой, клептоман не может не красть, а маньяк не в силах противостоять кровожадным импульсам, побуждающим его к убийству. Нормативный запрет изначально не способен удержать их от этих действий, а следовательно, такие «прирожденные преступники» находятся за пределами правового регулирования, и, несмотря на внешнюю похожесть этих деяний на преступления, их к разряду преступных отнести нельзя (да и сама правовая система исключает оценку таких деяний как преступлений в связи с отсутствием вменяемости).
Если же решающим фактором общественно опасного деяния были не непреодолимые биологические доминанты, а, например, социально обусловленное чувство мести или желание жить не хуже других в сочетании с надеждой на безнаказанность, то социальная природа преступления налицо. Значительную сложность представляет анализ совокупности биологических и социальных импульсов. Например, известный убийца Чикотило совершал преступления под влиянием не поддающихся самоустранению импульсов к кровавым делам. При этом он не только не пытался избавиться от этих импульсов с медицинской помощью, но, напротив, направлял весь свой интеллект на то, чтобы найти преступный способ разрядки и обеспечить безнаказанность за содеянное (он весьма тщательно планировал преступления, отказывался от их совершения, если предвидел малейшую возможность последующего разоблачения, тщательно скрывал следы преступлений). В мировой практике зафиксированы случаи, когда лица, совершив преступления под воздействием непреодолимой тяги к преступным деяниям кровавого типа, осуждались и отбывали длительные сроки наказания. При появлении импульсов к кровавым преступлениям в местах заключения или после выхода на свободу они добровольно обращались к специалистам, и им оказывалась достаточно эффективная медицинская помощь. Как мы видим, эти люди способны правильно воспринимать правовые запреты и с помощью общества (в лице специалистов данного рода) удержать себя от совершения преступления. Если общество не оказывает им своевременной помощи (или они не информированы о возможности ее получения), это уже не биологическая, а социальная предпосылка преступления. И в случае совершения преступления лицами такого типа именно она окажется решающим фактором преступного поведения. В то же время данная категория людей, несомненно, оказывается в более сложных по сравнению с обычными гражданами положении. В целях обеспечения большей справедливости при решении вопроса об уголовной ответственности таких лиц законодатель в УК РФ ввел специальное положение об уголовной ответственности лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости (ст. 22 УК). Такие лица подлежат уголовной ответственности в соответствии с законом, однако «психическое расстройство, не исключающее вменяемости, учитывается судом при назначении наказания и может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера». В законодательстве некоторых зарубежных государств такое состояние называется уменьшенной вменяемостью. Главное, что следует иметь в виду при анализе уменьшенной вменяемости, заключается в следующем. Уменьшенная вменяемость — это не что-то промежуточное между вменяемостью и невменяемостью. Это один из видов вменяемости. Авторы социологических концепций преступности главными детерминантами этого явления признают социальные факторы. Сторонники антропологического подхода к трактовке преступности концентрируют свое внимание на тех явлениях, которые юристы относят к разряду общественно опасных деяний, совершенных в состоянии невменяемости либо уменьшенной вменяемости. В этом отношении их позиция весьма уязвима, поскольку за пределами анализа антропологов в таком случае остается значительный массив преступлений. Теологический подход как бы переносит проблему преступности в совершенно иную (идеальную) плоскость, где вопросов о соотношении социального и биологического практически не возникает.
|
Смотрите также:
Социально-демографические и индивидуально-психологические...
Социально-демографические
и индивидуально-психологические особенности.
Семья как фактор воспитания личности ребёнка.
Изучение психологии и педагогики имеет практическую значимость для
будущих специалистов: полученные в процессе обучения знания необходимы...
Социальная норма. Поведение личности как объекта управления...
Что же касается демографических
характеристик и стажа работы
В условиях современного общества изучение "социальных
норм" заработной платы имеет
"Рассматривая влияние социальных норм на личность, отметим,
что они служат целям ориентации личности в...
Демография — наука, изучающая население по полу, возрасту...
Демография — изучение
населения и его характеристик....
Семья и демография. Демографическая ситуация. Литература: Антонов
А. И. Социология рождаемости: Теорет. и ме-тодол. пробл.
Уровень притязаний человека. Задачи оптимизации деятельности...
И наоборот,
постоянные неудачи, особенно в первые годы работы, постепенно закрепляют в
сознании личности и окружающих людей
изучение уровня притязаний работников (с учетом их социально-демографических
и профессионально-квалификационных характеристик)...
Социально-экономическое значение статистического изучения...
Социально-экономическое
значение статистического изучения уровня жизни населения и социальной
сферы.
дезагрегированные данные, позволяющие оценить масштабы, причины, конкретные
проявления и последствия бедности, а также демографические характеристики...
Две сферы образа жизни. Характеристика образа жизни.
Социально-гигиенические,
эпидемиологические, клинико-социальные и другие
Как видно из схемы 1, при изучении жизнедеятельности учителей школ
главной задачей является характеристика
Учитывая при этом психофизиологические особенности личности учителя...