Реализация решения о внедрении бизнес-планирования
|
|
Опыт подготовки общекорпоративного бизнес-плана на год (1996-1999 гг.) Плановый год - 1996. В этом году впервые был составлен общий бизнес-план ОАО «ЗЭиМ».
Структура его состоит из следующих, разделов: 1) отрасль, к которой относится предприятие (приборостроение), и прогноз перспектив; 2) система целей компании (общие цели, цели в области маркетинга, финансов, производства, персонала); 3) продукция и услуги; 4) рынки и планы маркетинга, прогнозы объемов продаж; 5) стратегия маркетинга, выраженная через ценовую политику, типы каналов товародвижения; 6) структура компании и состав персонала; 7) организация производственной деятельности и технологий; 8) планы финансирования: • финансовые потоки в 1996 г.; • прогнозный баланс 1996 г., план прибылей и убытков; • источники финансирования; • финансовые потоки (кеш-флоу); • необходимые инвестиции в 1996 г.; • прогнозные финансовые показатели; 9) риски и их оценка
Много сложностей возникло при составлении отдельных разделов, относящихся к описанию состояния и действий во внешней среде: сегментаций рынков, конкурентных позиций и стратегий конкуренции, стратегий маркетинга и конкретизации маркетинговых планов, оценке рисков. Перечисленные разделы или пришлось набрасывать крупными штрихами, заполняя пробелы теорией, или же мириться с невозможностью пока наполнить их полезным содержанием. Как следствие, нереальными оказались маркетинговые и финансовые цели. Отношение многих из управленческого персонала к составлению данного документа сформировалось как к побочной дополнительной работе по указанию сверху. То, что писалось, ни к чему не обязывало, - так думали они.
Некоторые службы многократно срывали сроки выполнения заданий по причинам недостатка информации, сложности самого планирования из-за отсутствия связей и ориентиров, исходящих от смежных подразделений, отношения скрытой оппозиции.
Плановый период - 1997 г. Вторая попытка оформления бизнес-плана по срокам выполнения была более успешной. Биз- нес-план на 1997 г. был составлен к началу февраля 1997 г. Структура документа претерпела изменения, так, был включен раздел «СВОТ-анализ», в описании продукции обобщена информация под углом зрения направлений бизнеса (подраздел «Бизнес-направления»), изменено месторасположение некоторых подразделов, выделен в подраздел прогноз по объемам продаж, в разделе «Компания» акцентирована информация о развитии ЦФО в подразделе «Изменения организационной структуры» и о развитии людских ресурсов.
Существенные изменения были внесены в раздел «Финансы» в связи с тем, что была радикально изменена сама система управления финансами предприятия. С 1997 г. широким фронтом начался переход на систему бюджетов. Все планы по продажам, формам оплаты за реализуемую продукцию, по капиталовложениям и развитию производственной базы, по налоговым платежам, закупкам ресурсов, оплате труда, социальным расходам и др. были переведены в формат системы бюджетирования. Тем самым была установлена взаимозависимость целей компании, которые уже расписывались количественно по строкам бюджетов, причем взаимозависимость выразилась в доходах и затратах, т.е. затратные планы системы бюджетов расписываются с учетом размеров поступлений по планам (бюджетам), обеспечивающим доходы. И если, например, не выполняется бюджет продаж, соответственно сокращаются затратные статьи других бюджетов и корректируется все дерево системы бюджетов. Таким образом, данная система позволяет управлять финансами исходя из текущих возможностей на фоне реальных обстоятельств. Постоянно (в короткие промежутки времени) отслеживаются и прогнозируются: наличие денежных средств (денежный поток), структура поступлений средств, финансовые результаты и баланс, проводится в динамике финансовый анализ деятельности.
На начало 1997 г. финансовыми и экономическими службами при содействии специалистов, причастных к выполнению бюджетов подразделений, была проделана большая работа по переходу на новую систему. Тогда же была составлена первая итерация финансового плана на год с разбивкой по кварталам и месяцам (первый квартал). Подсчет осуществляется в двух вариантах - пессимистическом и оптимистическом. Была распределена ответственность за составление и исполнение конкретных бюджетов ( 3.3). Кроме того, были откорректированы принципы оплаты труда, в соответствии с которыми размеры премиальных вознаграждений зависят от выполнения планов бюджетов. Система бюджетирования заработала с трудом; при этом возникли трудности. Количественное выражение планов требует подробной информации.
Чтобы заполнить строки бюджета продаж, необходимы знание прошлой статистики по номенклатуре, учет прогноза спроса на будущий плановый период с данными по структуре оплаты, учет целей, стратегий и программ маркетинга, расчет цен в соответствии с ценовой политикой по продуктам и пр. Для планирования бюджета производства требуется сезонная информация о статистике продаж по каждой позиции номенклатуры и о структуре запасов на складе готовой продукции. Производство должно работать на корректировку структуры запасов, которая должна быть достигнута с помощью бюджетирования.
|
Смотрите также:
Бизнес план. РЕАЛИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПЛАНА
РЕАЛИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПЛАНА.
Бизнес-план составляется для того, чтобы дать
Многие начинающие предприниматели не применяют планирования. Объясняют
это обычно тем, что составление планов — скучное занятие и что мелкой
фирме оно ни к чему.
ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНУ МАРКЕТИНГА План маркетинга должен...
Бизнес-план
предприятия. Структура плана. Как покупать действующее предприятие.
Глава 6. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ ИДЕИ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ. Сфера принятия
предпринимательских решений.