|
К предметам такелажного снабжения
относятся простые по своей конструкции приспособления, используемые в
качестве деталей такелажа. Они позволяют изменить направление тяги тросов,
крепить их, обтягивать и осуществлять другие манипуляции.
Блоки. Блок состоит из корпуса, в котором на оси,
называемой нагелем, свободно вращаются один или несколько шкивов. Корпуса
блоков делают из дерева, стали или комбинированными. Боковые части корпуса
называют щеками. Блок с откидной щекой называют канифас-блоком. Трос можно
заправлять в него не с конца, а с середины. По числу шкивов блоки могут быть
одношкивными, двух- шкивными и т. д. Для подвески блок снабжают скобой,
проушиной или гаком. Иногда в конструкцию блока включают вертлюг. Блок и
пропускаемый через него трос должны соответствовать друг другу. Так, диаметр
шкива должен быть в 10 раз больше диаметра пропускаемого через него
растительного троса и в 12 — 18 раз больше диаметра стального троса.
Гаки. Гаками называют металлические крюки,
употребляемые в качестве деталей такелажа. В гаке различают спинку, носок, обух
с проушиной. Бывают простые обыкновенные, повернутые обыкновенные, складные
(храпцы), глаголь-гаки, вертлюжные, пентер-гаки и др.
У простого обыкновенного гака спинка расположена
перпендикулярно плоскости обуха, у повернутого обыкновенного гака обух и
спинка находятся в одной плоскости. На спинке выбивают номер гака,
обозначающий его грузоподъемность в тоннах.
Складной гак (храпцы) применяют в местах, где требуется
быстрая отдача снасти, глаголь-гаки — в местах, где требуется быстрая отдача
обтянутой снасти (найтовы, жвака-галсы, буксиры и т. п.), вертлюжные гаки —
для предотвращения закручивания снастей (например, шлюпочных талей).
Пентер-гак приспособлен для его отдачи на расстоянии, с этой целью на спинке
имеется дополнительный обушок для оттяжки.
Скобы. Такелажные скобы применяют для крепления
швартовов к рымам, для соединения тросов между собой и тросов с цепями,
талрепами и др. Части скобы: спинка, лапки с проушинами, штырь. По форме
скобы делают прямыми и изогнутыми (закругленными). Штырь в скобе удерживается
винтовой нарезкой (болт) или с помощью шплинта. Допустимую нагрузку на скобу
выбивают на лапках (в тоннах).
Коуши. Коуши ( 49) служат для предохранения троса от
перетирания при креплении к скобам, гакам, талрепам и др. По форме коуши
делают круглыми, овальными, сердцевидными. Выбитый на коуше номер означает
допустимую нагрузку (в тоннах). Коуш вставляют внутрь огона, находящегося на
конце троса.
Талрепы. Это приспособления, применяемые для
обтягивания втугую различных снастей. Простейшим является тросовый талреп —
растительный трос, проведенный между двумя коушами или рымами. Он применяется
в стоячем такелаже шлюпок для временного закрепления грузовых мест.-Чаще используют
механические (винтовые) талрепы, состоящие из двух винтов с противоположной
нарезкой и средней поворотной части. Наружные концы винтов могут
заканчиваться проушинами, гаками или вилками со штырем (подобно такелажной
скобе).
Рымы и обухи ( 51). Обухом называется металлический болт,
снабженный вместо головки проушиной. За обух крепят снасти. Рым — это
металлическое кольцо, продетое через проушину обуха. Рымы служат для тех же
целей, что и обухи.
Талрепы, рымы и обухи, как и другие детали, маркируют по
допустимой нагрузке.
Гордень ( 52). Горденем называют трос, проведенный через
один неподвижно закрепленный блок, что позволяет изменить направление тяги,
не давая выигрыша в силе. В действительности нагрузка даже увеличится за счет
трения (примерно на 10% при работе с растительными тросами).
Тали ( 53). Тали (полиспасты) — это приспособление,
состоящее из блоков, между шкивами которых проведен трос. С помощью талей
обеспечивается выигрыш в силе.
Применяют следующие виды талей: хват-тали — переносные
тали с двумя одношкивными или одно- и двухшкивными блоками, которыми
обтягивают снасти, перемещают небольшие грузы; шлюп-тали — многошкивные тали
(5—6 шкивов), служащие для спуска и подъема шлюпок; гини — многошкивные тали
с мощными блоками, применяемые для вооружения тяжеловесных стрел, при снятии
судна с мели.
Дифференциальные (или механические) тали применяют при
работе в стесненных условиях, например в машинном отделении.
|