Столкновения судов — один из самых
тяжелых и распространенных видов аварийности. Первые правила предупреждения
столкновений судов (ППСС) были приняты впервые в Вашингтоне в 1889 г. на международной конференции. В 1948 и 1960 гг. на международных конференциях по охране
человеческой жизни на море в Лондоне эти правила были пересмотрены и
приведены в соответствие с возросшей технической оснащенностью флота. В 1972 г. на международной конференции были приняты новые Международные правила предупреждения
столкновений судов в море (МППСС-72). Эти Правила состоят из 5 частей и 4
приложений, касающихся огней и сигналов.
Часть А "Общие положения" описывает порядок
применения МППСС-72 (правило 1), ответственность за нарушение МППСС и правила
поведения в особых обстоятельствах (правило 2), а также определения понятий и
терминов, встречающихся в МППСС-72 (правило 3) .
Правило 3 "Общие определения" позволяет
обеспечить однозначное толкование любого термина или понятия, что
представляет исключительную важность для правильного понимания правил и для арбитражной
практики. В этом правиле определяются понятия: судно, судно с механическим
двигателем, парусное судно, судно, занятое ловом рыбы, гидросамолет и т. д.
Так, термин "судно с механическим двигателем" означает любое судно,
приводимое в движение механической установкой. Термин "судно, занятое
ловом рыбы" означает любое судно, производящее лов рыбы сетями, ярусными
крючковыми снастями, тралами или другими орудиями лова, которые ограничивают
его маневренность, но не относятся к судну, производящему лов рыбы
буксируемыми крючковыми снастями или другими орудиями лова, не
ограничивающими маневренность судна.
В части В "Правила плавания и маневрирования"
содержится три раздела: I "Плавание судов при любых условиях
видимости"; II "Плавание судов, находящихся на .виду друг у
друга"; III "Плавание судов при ограниченной видимости".
При прочих равных условиях безопасность движения судов
более всего зависит от скорости их движения. Правило 6 раздела I части В
определяет порядок выбора безопасной скорости движения судна, которая должна
обеспечивать возможность эффективных действий для предупреждения
столкновения.
Правило 7 "Опасность столкновения" определяет
обязанности судоводителя в части своевременного обнаружения опасности
столкновения.
Правило 8 "Действия для предупреждения
столкновения" определяет правила маневрирования для избежания
столкновения и предписывает выполнять маневр своевременно и уверенно, так
чтобы маневр легко обнаруживался другими судами.
Раздел II части В "Плавание судов, находящихся на
виду друг у друга" регламентирует поведение судов на параллельных курсах
(обгон и встречные курсы), на пересекающихся курсах, взаимные обязанности
судов (кто кому уступает дорогу и как ведут себя при этом).
Раздел III части В "Плавание судов при ограниченной
видимости" регламентирует действия судов и правила маневрирования в
условиях ограниченной видимости.
Часть С "Огни и знаки" определяет характеристики
отличительных огней для различных типов судов в различных ситуациях плавания.
По характеристикам огней, их расположению, скорости изменения пеленга
встречное судно определяет свои действия, чтобы избежать столкновения.
Наиболее характерными и часто встречающимися при плавании
огнями можно считать огни судна с механическим двигателем на ходу, В
соответствии с правилом 23 такое судно должно нести (приложение II) топовый
огонь впереди, такой же топовый огонь позади и выше переднего топового огня
(обязательно лишь для судов длиной более 50 м), бортовые огни и кормовой огонь.
Топовый огонь имеет белый цвет, располагается в
диаметральной плоскости, как правило, передний на первой мачте, задний на
второй. Сектор его освещения составляет 225° и устанавливается он так, чтобы
светить прямо по носу до 22,5° позади траверза каждого борта.
Бортовые огни (зеленый на правом борту и красный на левом)
имеют сектор освещения по 112,5° и устанавливаются так, чтобы светить от
направления прямо по носу до 22,5° позади траверза соответствующего борта.
Кормовой огонь белого цвета выставляется на корме и
освещает постоянным светом сектор в 135° (по 67,5° в сторону каждого борта от
направления в корму).
В зависимости от того, с какого направления ( А, В, С, D,
приложение II) наблюдается судно, наблюдатель будет видеть различные огни и
различное их расположение. Из точки А наблюдатель будет видеть судно идущим
на него. Об этом свидетельствует наличие в видимости красного и зеленого
огней, а также топовых огней в створе (на одной вертикали). Из точки В судно
будет восприниматься идущим вправо. На это указывают наличие в видимости
бортового зеленого огня (судно повернуто к наблюдателю правым бортом) и
значительный раствор топовых огней со снижением вправо. Из точки С
наблюдатель видит судно уходящим от него. На это указывает наличие в
видимости только кормового огня. Из точки D судно видится идущим влево, о чем
говорит наличие в видимости красного огня и раствора топовых огней со
снижением влево. Величина раствора (расхождения) топовых огней позволяет
судить о ракурсе судна, что также является ценной информацией для
судоводителя. Топовые, бортовые и кормовой огни, вместе взятые, часто
называют просто ходовыми огнями.
Рыболовные суда, занятые тралением, протаскиванием драги
или другого орудия лова, в дополнение к ходовым огням несут специальные
отличительные огни — два круговых огня, расположенных по вертикальной линии,
верхний из них зеленый, а нижний белый (см. приложение II). Днем такое судно
несет знак, состоящий из двух конусов вершинами вместе, расположенных по
вертикали один над другим. Судно длиной менее 20 м вместо этого знака может выставлять корзину.
Рыболовные суда, занятые ловом рыбы сетями, неводами,
другими орудиями, но без траления выставляют два круговых огня, расположенных
на одной вертикали, верхний из которых красный, а нижний белый. Если
выметанные снасти простираются в море по горизонтали более чем на 150 м от судна, то в направлении этих снастей выставляется белый круговой огонь. Если судно имеет ход
относительно воды, то в дополнение к отличительным огням включаются бортовые
огни и кормовой. Днем такое судно несет знак, состоящий из двух конусов
вершинами вместе, расположенных по вертикали один над другим, а если
выметанные снасти простираются в море по горизонтали более чем на 150 м, то в направлении снастей выставляется знак в виде конуса вершиной вверх.
Правила 27—31 части С регламентируют требования к
отличительным огням для судов, лишенных возможности управляться, стесненных
своей осадкой, лоцманских судов, судов на якоре, на мели, парусных судов (см.
приложение II).
Часть D "Звуковые и световые сигналы" определяет
порядок подачи звуковых и световых сигналов и их значения. В правиле 34
описываются сигналы маневроуказания и предупреждения, в правиле 35 — звуковые
сигналы при ограниченной видимости, в правиле 36 — сигналы для привлечения
внимания, в правиле 37 — сигналы бедствия.
Сигналы об изменении курса вправо и влево, а также сигнал
о работе движителей назад в переводе на азбуку Морзе совпадают с аналогичными
буквенными сигналами по МСС: один короткий звук - "Я изменяю свой курс
вправо"; два коротких звука — "Я изменяю свой курс влево"; три
коротких звука — "Мои движители работают на задний ход". Ночью
такие сигналы можно подавать светом.
В условиях плохой видимости суда должны подавать следующие
сигналы:
судно с механическим двигателем, имеющее ход, — не реже
чем через каждые 2 мин один продолжительный звук;
судно на ходу, но не имеющее хода, — не реже чем через
каждые 2 мин 2 продолжительных звука;
суда, лишенные возможности управляться или ограниченные в
возможности маневрировать, — не реже чем через 2 мин один продолжительный
сигнал и два коротких;
судно на якоре — не реже чем 1 раз в минуту учащенно
звонить в колокол около 5 сек.
При маневрировании судов с целью расхождения МППСС
предписывают соблюдать следующее: маневр должен быть своевременным и
уверенным, следует избегать последовательных малых поворотов судна; при
плавании на встречных курсах предписывается расходиться отворотом вправо
(левыми бортами); судно,которому должны уступить дорогу, обязано следовать
неизменным курсом и скоростью; обгоняющее судно должно держаться в стороне от
пути обгоняемого судна.
Если в результате- бездействия или неправильных действий
встречного судна, а также своих собственных ошибок создалась угрожающая
ситуация, расходящиеся суда обязаны принять все возможные меры для избежания
столкновения. Если столкновение произошло, то все обстоятельства тщательно
записывают в судовой журнал.
|