Определение места судна по
пеленгу и расстоянию. Способ пелен га и расстояния широко используется
при определении места судна с помощью радиолокационной станции (PJIC). Для
отыскания места снятый с РЛС и исправленный пеленг прокладывают на карте. По
линии пеленга от ориентира откладывают измеренное расстояние. Полученная
точка дает обсервованное место. К достоинствам этого способа относится
минимально потребное количество опознанных ориентиров (один). Линии положения
— линия пеленга и окружность — всегда пересекаются под углом 90°, что
соответствует наилучшим условиям наблюдения.
Определение места судна по пеленгу и горизонтальному углу.
Этот способ является разновидностью способа определения места судна по двум
пеленгам и применяется тогда, когда один из ориентиров закрыт от наблюдателя
надстройками. Для получения второй линии положения используют секстан, которым
измеряют угол а между направлениями на предметы. Для получения обсервованного
места судна на карте прокладывают ИП предмета А. По истинному пеленгу ИПА и
углу а рассчитывают пеленг предмета В\ ИП# = ИПК ± а и прокладывают на карте.
Если угол а измерен вправо от линии пеленга А, то его берут со знаком плюс, а
если влево — со знаком минус.
Определение места судна по пеленгу и глубине. Если
перпендикулярно направлению пеленгуемого ориентира имеются изобаты (линии
равных глубин), то они могут использоваться в качестве изолиний для
определения места судна. Для этого в момент пересечения изобаты измеряют
пеленг на ориентир и в точке пересечения линии пеленга с изобатой получают
место судна.
Необходимая точность определения места может быть получена
лишь в районах большого перепада глубин.
Определение места судна по крюйс-пеленгу. Способ
крюйс-пелен- га применяется, когда в видимости имеется всего один опознанный
ориентир. Способ основан на использовании двух пеленгов одного ориентира,
взятых в разное время. В момент времени Г, фиксируют отсчет лага ОЛх и
измеряют пеленг КПХ на ориентир А, в момент времени Т2 фиксируют ОЛ2 и
измеряют пеленг КП2. Линии истинных пеленгов, полученные исправлением КПХ и
КП2 поправкой компаса, прокладывают на карте ( 92, а). Можно однозначно
утверждать, что в момент времени Тх судно находилось на линии ИП1, а в момент
Т2 — на линии ИП2 ■ Расстояние, пройденное судном за время плавания
между пеленгами: 5Л = (ОЛ2 - ОЛх) Кл.
Для отыскания места первую линию положения переносят параллельно
самой себе на величину пройденного расстояния по направлению плавания
(приводят к моменту взятия второго пеленга). Этот перенос осуществляется
нанесением на линии истинного курса ИК точки С, отстоящей от линии ИПХ на
величину пройденного расстояния 5Л. Через точку С проводят линию,
параллельную линии ИПХ, и в точке пересечения ее с линией ИП2 получают
счислимо-обсервованное место М. Счислимо-обсервованным место называют потому,
что оно получается с использованием элементов счисления (5Л и ИК) и элементов
обсервации (ИПУ и ИПг). Для условного обозначения места, полученного способом
крюйс-пеленга, применяют треугольник с точкой в середине.
Определение места способом крюйс-пеленга при наличии
дрейфа отличается лишь тем, что вместо ИК используют ПУа, по которому и
откладывают пройденное расстояние Sn.
Определение места способом крюйс-пеленга при наличии
течения осуществляется с учетом сноса судна течением за время плавания между
пеленгами ( 92, б). Точность способа зависит от точности пеленгования,
точности знания ИК, ПУа, ПУр или ПУ, точности знания Кл и от разности
пеленгов. Точность этого способа при прочих равных условиях всегда ниже
точности обсерваций.
Использование ограниченной навигационной информации. В
условиях плавания при ограниченной видимости, недостаточной обеспеченности
навигационными знаками, при однообразном ландшафте возникают ситуации, когда
больше одной линии положения получить не удается. Для определения места судна
этого недостаточно, но одну линию положения можно использовать с целью
уточнения места судна, контроля за безопасностью плавания при проходе
узкостей и опасных районов, уменьшения площади фигуры вероятного места судна.
Для уточнения места судна в этом случае строят треугольник
вероятного места судна. Одной из сторон его является линия истинного курса
или пути, второй - линия равных значений пройденного расстояния, третьей —
линия положения, соответствующая измеренному навигационному параметру ( 93),
например истинному пеленгу. Можно утверждать, что судно находится на линии
истинного курса
(ИК), на линии равных пройденных расстояний (ЛРПР), а
также на линии истинного пеленга (ИП). Поскольку одновременное нахождение на
трех этих линиях невозможно, если они не пересекаются в одной точке, то
очевидно, что место выбирается внутри треугольника ближе к тем сторонам,
доверие которым больше.
|