Курс лоции освещает
вопросы, связанные с выбором безопасного и экономичного пути судна и
изучением условий плавания. Грамотное использование лоции требует четкого
знания терминологии и классификации навигационных опасностей, средств
навигационного оборудования сигналов сигнальных станций, средств ограждения
опасностей, пособий для плавания (карт, текстовых описаний, таблиц),
организации получения навигационной информации, необходимой для корректуры
карт и пособий, содержания навигационной проработки рейса.
Навигационные опасности. Навигационные опасности,
представляющие угрозу для безопасности мореплавания, делятся на две группы —
постоянно существующие и временные.
К первым преимущественно относятся подводные опасности
(опасности рельефа морского дна), затонувшие суда. Опасностями рельефа
морского дна считаются мели, отмели, мелководья, банки, рифы, подводные косы,
бары, скалы, осушки, камни и т. д. Степень опасности их оценивается в
зависимости от осадки судна, наличия волнения, высоты прилива и других
факторов. Опасность от судов, лежащих на грунте, зависит от глубины над ними.
На морских картах принято особо выделять затонувшие суда с глубиной над ними
менее 18 м (10 морских саженей) .
Временные навигационные опасности создаются
гидрометеорологическими факторами (туман, ветер, течение, льды и т. п.) либо
временно существующими физическими объектами (плавающие предметы, буровые
вышки, рыболовные сети и т. п.).
Навигационное оборудование морских путей. В качестве
ориентиров для определения места, а также для ограждения фарватеров,
навигационных опасностей и других объектов используют различные сооружения и
устройства, являющиеся средствами навигационного оборудования (СНО).
По месту и способу установки все СНО делят на береговые и
плавучие. Плавучие средства (буи, вехи и т. п.) удерживаются в определенном
месте с помощью якорного устройства. По дальности действия СНО делятся на
средства ближнего (прибрежного) действия и средства дальнего действия, обеспечивающие
навигационную безопасность судов, плавающих вне видимости берегов, в открытом
море или в океане. В последнее время появились глобальные СНО, зоной действия
которых является вся поверхность нашей планеты. Таковы, например, глобальная
радионавигационная система "Омега" и системы спутниковой навигации.
В зависимости от технических принципов функционирования различают СНО
визуальные (маяки, светящие и несветящие знаки, створы и т. п.),
звукосигнальные (сирена, колокол и т. п.) и радиотехнические (радиомаяки,
станции радионавигационных систем, радиолокационные пассивные и активные
отражатели и т. п.) .
Маяк () — дневной и ночной ориентир, капитальное приметное
сооружение башенного типа со светооптическим аппаратом наверху. В темное
время суток при прозрачной атмосфере огонь маяка должен быть виден не менее
чем на 15 миль. Для надежности опознавания форму и окраску маячного
сооружения, а также характеристику огня подбирают такими, чтобы сходные по
этим признакам маяки находились на значительном удалении друг от друга.
Навигационный знак (светящий или несветящий) — сооружение более
легкой конструкции ( 103, б), чем маяк. Как правило, на навигационных знаках
постоянный обслуживающий персонал (вахта) не присутствует, светотехнический
аппарат, если он предусмотрен, действует в автоматическом режиме, дальность
видимости огня ночью менее 15 миль.
Огонь — светотехническое СНО, обычно действующее
автоматически, дальность видимости до 15 миль. Используется преимущественно для ориентировки в ночное время, днем может быть малоприметным (например, портовые
огни).
Створ () — система из нескольких соответствующим образом
расположенных на суше маяков, знаков или огней, предназначенная для
обозначения на местности узкой зоны (полосы или сектора) с целью проводки по
ней судна или для решения других навигационных задач.
Ведущие створы применяют для проводки по ним судов. По
конструкции они могут быть линейными, прицельными (щелевыми), перспективными.
У ведущих створов различают ходовую и неходовую части.
Секущие створы применяют для обозначения мерных линий,
мест поворотов на фарватерах, ограждения навигационных опасностей и некоторых
других целей.
Средства туманной сигнализации оборудуются при маяках или
в обособленных местах на побережьях и служат для ориентирования
мореплавателей во время тумана и при малой видимости, обусловленной другими
причинами (дождь, снег, дымка и т. п.). Наиболее распространены воздушные
звуковые сигналы (наутофон, диафон, сирена, колокол и др.).
Радиотехнические средства навигационного оборудования
(РТСНО). Эти средства обеспечивают навигационную безопасность
мореплавания у берегов при отсутствии визуальной видимости ориентиров
(например, из-за тумана), а также в открытом море или океане независимо от
погодных условий.
Радиомаяки — передающие радиостанции с известным
географическим положением. Судно, снабженное радиопеленгатором, может
определить направление (радиопеленг) на радиомаяк. Пеленги 2—3 радиомаяков
обеспечивают определение места. Радиомаяки работают по расписанию с
присвоенными им позывными. Дальность действия морских радиомаяков может
достигать 200 миль и более. Радиомаяки с вращающейся характеристикой
направленности (ближнего действия — 20—40 миль) и секторные радиомаяки
дальнего действия типа ВРМ-5 или "Консол" позволяют определить
радиопеленг, не пользуясь судовым радиопеленгатором. Для наблюдений
достаточен средневолновый радиоприемник.
Радионавигационные системы (РНС) по сравнению с
другими СНО имеют ряд существенных преимуществ. Они независимы от погодных
132 условий и частично от времени суток, позволяют определить место судна с
высокой точностью, в том числе на значительном удалении от берегов. РНС
эффективны при обеспечении плавания в условиях пониженной видимости, а также
в узкостях и стесненных районах. Наиболее распространены фазовая
гиперболическая РНС "Декка", импульсно-фазо- вая гиперболическая
РНС "Лоран-С", а также глобальная РНС "Омега". Для приема
сигналов РНС на судне должны быть приемоиндикаторы для этих
радионавигационных систем, а также средства для прокладки обсерваций
(радионавигационные карты, специальные таблицы).
Радиолокационные маяки-ответчики устанавливают на
береговых и плавучих СНО. Они улучшают радиолокационную наблюдаемость
объектов, на которых находятся и, что более важно, позволяют, наблюдая по РЛС,
уверенно опознавать эти объекты среди других, дающих эхо-сигнал на экране
РЛС.
Пассивные радиолокационные отражатели, устанавливаемые
большей частью на малых плавучих СНО, увеличивают дальность обнаружения
последних с помощью судовой РЛС.
Плавучие средства навигационного оборудования. Плавучий
маяк — судно с повышенными мореходными качествами и надежным якорным
устройством, способным удержать его на штатном месте в штормовых условиях.
Плавучий маяк имеет резко отличительную окраску, характерные надстройки,
вдоль обоих бортов нанесено название маяка.
Плавучие предостерегательные знаки (буи, бакены, вехи)
выставляют на якоре в строго определенных местах для ограждения опасностей,
обозначения фарватеров и в других целях. Плавучие предостерегательные знаки
могут быть светящими и несветящими. На буях иногда дополнительно
устанавливают пассивные или активные радиолокационные отражатели, колоколы
или ревуны для подачи воздушных звуковых сигналов, действующие только при
качке буя на волнении ( 103, г).
Сигналы и сигнальные станции. Для предупреждения судов об
опасности, для переговоров с судами и передачи на них сведений о погоде, об
уровне воды, о течениях, льдах существуют сигнальные станции и сигнальные
мачты. Информация передается на суда средствами зрительной или радиосвязи.
Радиостанции (радиотелеграфные, радиотелефонные)
служат для связи судов с береговыми службами и для передачи на суда различной
навигационно-гидрографической и гидрометеорологической информации в виде
циркулярных радиограмм.
Штормовые сигналы (штормовые предостережения) подаются с
сигнальных станций. Сведения о них помещают в лоциях. В выпуске № 1 Извещений
мореплавателям значение сигналов приводится в выдержках из "Правил
сигналопроизводства об ожидаемых штормах и сильных ветрах на морях, озерах и
водохранилищах СССР".
Прибрежные государства применяют различные системы
ограждения опасностей плавучими предостерегательными знаками. Подроб ное
описание их, а также описание формы и окраски знаков можно най ти в лоциях.
Практически общепринятыми системами ограждения явля ются кардинальная,
латеральная, обозначения осей фарватеров и реко мендованных курсов,
локальная.
Кардинальная система предусматривает ограждение плавучими
предостерегательными знаками относительно стран света (по компасу).
Латеральная система предусматривает ограждение сторон
каналов и фарватеров относительно пути судна по принципу правой и левой
сторон. Наименование сторон определяется в зависимости от их положения при
движении с моря. Знакам сторон присваиваются определенный цвет окраски, форма
топовой фигуры и характеристика огня.
Система обозначения осей фарватеров и рекомендованных
курсов (осевая) применяется там, где район плавания не стеснен навигационными
опасностями, а рекомендованный путь сокращает расстояние, а также в тех
случаях, когда требуется указать наиболее глубокую часть фарватера.
Локальная система (ограждение отдельных мест) применяется
для обозначения отдельно лежащих небольших опасностей, затонувших судов,
подводных кабелей, мест якорных и карантинных стоянок.
Отсутствие единой системы ограждения морских опасностей в
иностранных водах в свое время вызвало кампанию за унификацию такой системы,
и в 1976 г. Международная ассоциация маячных служб (МАМС) разработала
унифицированную систему плавучих СНО, получившую наименование "Система А
- комбинированная кардинально- латеральная система плавучего ограждения
(красный слева)". Эта система используется в большинстве стран мира. В
странах западного полушария применяют другую унифицированную "Систему В
(красный справа) ".
|