Морские карты. Это
географические карты специального (инженерно-технического) назначения. Они
различаются по назначению, масштабу и другим признакам. В основном выделяют
два типа: навигационные и вспомогательные (справочные) карты.
Морские навигационные карты (МНК) предназначены для
обеспечения безопасного плавания судна. На них выполняют счисление пути судна
и определяют его местоположение (координаты). Они подразделяются на общие и
специальные, общие, в свою очередь, на генеральные, путевые, частные карты и
планы. Генеральные карты (масштаб от 1:500 000 до 1:5 000 000) используют для
плавания в океане и предварительной прокладки, путевые карты (масштаб от
1:100 000 до 1:500 000) — для прибрежного плавания, частные карты и планы -
для плавания в узкостях, стесненных районах, на акваториях портов и гаваней.
К специальным навигационным картам относятся радионавигационные
карты, применяемые дня прокладки обсерваций, выполненных с помощью
радионавигационных систем, навигационно-промыслоные карты с подробной
грунтовой характеристикой морского дна и другой информацией, полезной для
решения промысловых задач.
Справочные и вспомогательные карты составляют группу,
состав которой время от времени меняется. Важнейшими из них являются карты рекомендованных
путей, гидрометеорологические карты, карта часовых поясов, карты
распределения элементов земного магнетизма, карты-сетки и др. Карты этой
группы могут объединяться в атласы по тематическому принципу (например, атлас
приливоотливных течений) .
Руководства для плавания издают в виде книг,
содержащих информацию, которая не может быть представлена графически даже на
самой подробной карте. Таковы рекомендации для плавания в различных условиях,
правила плавания в районах с определенным режимом, подробные данные о СНО и
др. Использование руководств совместно с картами позволяет обеспечить
безопасность мореплавания в любых наиболее сложных в навигационном отношении
районах.
Существуют три основных вида руководств для плавания:
лоции, навигационно-гидрографические обзоры, описание СНО. Основное место в
числе руководств для плавания занимают лоции. В них содержится информация об
условиях плавания в данном районе, о выборе курсов, о местных особенностях.
Лоции иллюстрированы фотографиями или рисунками приметных мест побережья, что
помогает опознать его при подходе с моря. Каждая книга лоции содержит обзор
определенного района, гидрометеорологический очерк, правила плавания,
навигационное описание побережья, указания для выбора генеральных курсов,
справочный отдел, алфавитный указатель.
Навигационно-гидрографические обзоры характеризуют крупные
водные бассейны в гидрометеорологическом и навигационно-гидрогра- фическом
отношении.
Описания средств навигационного оборудования содержатся в
двух основных руководствах: "Огни и знаки" ("Огни"),
"Радиотехнические средства навигационного оборудования".
"Огни и знаки" ("Огни") — пособие,
характеризует советские воды и воды иностранных государств, содержит сведения
о всех штатных СНО (за исключением вех). Под огнями понимаются маяки,
плавучие маяки, аэромаяки, светящие знаки и буи, под знаками — несветящие
знаки и несветящие буи. Пособие охватывает определенный район или побережье
одной страны. Информация в нем дается в табличной форме. Отыскание нужных
сведений облегчается наличием алфавитного указателя названий СНО, по которому
можно узнать порядковый номер в таблице.
"Радиотехнические средства навигационного
оборудования" — пособие, содержит информацию о радионавигационных
системах, морских радиомаяках, прибрежных аэромаяках, радиопеленгаторных
станциях, радиостанциях, работающих по запросу для пеленгования,
радиолокационных маяках и др. Это пособие в одной книге содержит сведения по
большому району (по всему морю или океану).
Из других руководств для плавания следует назвать:
"Расписание радиопередач гидрометеорологических сведений и навигационных
Извещений мореплавателям", "Океанские пути мира",
"Сводные описания опасных, запретных и ограниченных для плавания
районов", таблицы приливов, правила плавания и т. д.
Корректура карт и пособий. Информация, содержащаяся
на морских картах и в пособиях для плавания, подвержена непрерывным
изменениям и дополнениям. Этот процесс неизбежен и протекает помимо воли
мореплавателей. Строятся новые порты, развивается сеть СНО, что-то устаревает
и упраздняется. Даже географические объекты подвержены изменениям. В связи с
этим требуется непрерывное поддержание карт и пособий на уровне
современности, т. е. их систематическая корректура.
Текущая корректура карт и пособий производится вручную
(красными чернилами) либо путем вклеек.
Сведения по корректуре поступают двумя основными путями: в
виде печатных Извещений мореплавателям (ИМ ГУНиО МО), в виде радиоизвещений
для судов, находящихся в море (НАВИМ, НАВИП).
Навигационная проработка рейса. С получением рейсового
задания на судне, помимо прочих дел, начинают навигационную подготовку —
планирование перехода, являющееся важнейшим элементом общей организации
штурманской службы.
При подборе карт и пособий на переход штурман пользуется
"Каталогом карт и книг". Прежде чем начать работу с подобранными
материалами, их необходимо откорректировать по последним Извещениям
мореплавателям.
Выбор пути судна осуществляют, исходя из общего принципа
"кратчайший и безопасный". При этом должны быть приняты во внимание
и многие другие обстоятельства, например такие, как близость режимных вод,
экономических зон, территориальных вод, системы разделения движения и т. п.
Вопросы для самоконтроля
1. Как классифицируются средства навигационного
оборудования (СНО) ?
2. Каково назначение основных радиотехнических
средств навигационного оборудования?
3. Опишите системы ограждения опасностей плавучими
предостерегательными знаками.
4. Как подразделяются морские навигационные карты?
5. Охарактеризуйте основные виды руководств для
плавания.
6. Кем и как производится корректура карт и
пособий?
7. Что подразумевается под навигационной
проработкой рейса?
8. Какие существуют виды сигналов и сигнальных
станций?
|