По принципу действия и способу
применения орудия промышленного рыболовства делятся на следующие группы.
Объячеивающие орудия лова. Эти орудия лова,
представляющие, собой вертикально установленную в воде сетную стенку,
выставляются на пути движения рыбы. Пытаясь пройти через эту преграду, рыба
застревает (обьячеивается) в ячеях сети. Пройти через сеть рыбе мешают
размеры ее тела, которое по периметру сечения больше размеров ячеи, а выйти
оттуда не позволяют жаберные крышки рыбы. Если размеры ячеи не соответствуют
размерам рыбы, то такая рыба либо свободно пройдет через сеть, либо, не
объячеившись, уйдет в сторону. Такие орудия лова чаще всего называют сетями
или жаберными сетями ( 105).
Еще не так давно (1950 — 1960 гг.) лов рыбы дрифтерными
сетями ( 106) широко применялся нашим добывающим флотом в океаническом
рыболовстве. В 1959 г. дрифтерный промысел дал около 20% общей добычи рыбы в
нашей стране. В последующие годы его удельный вес стал заметно падать. При
дрифтерном лове отдельные сети длиной 20—30 м и высотой 10—15 м соединяют
одну с другой по 80— 120 штук, в результате чего образуется дрифтерный
порядок длиной 2 — 3 км. К верхней подборе сети крепят на поводцах резиновые
буи. Изменяя длину поводцов, сети можно устанавливать на различной глубине (
107). Дрифтерный порядок всегда стараются установить поперек пути перемещения
рыбы.
Процесс лова дрифтерными сетями включает такие операции,
как постановка порядка в определенном направлении, свободный дрейф судна с
порядком по ветру и течению (6—12 ч) и выборка порядка с пойманной рыбой на
борт судна.
Отцеживающие орудия лова. Принцип их действия заключается
в том, что орудием лова в виде сетной стенки обметывают некоторую часть
водоема, а потом орудие лова вытягивают на берег или подбирают к борту судна.
Вода проходит сквозь ячеи сетного полотна (отцеживается) , а рыба, не
объячеиваясь, остается в орудии лова. Наибольшее распространение в этой
группе орудий лова получил кошельковый невод ( 108, я) — сетная стенка
большой длины (несколько сотен
метров) и высоты (несколько десятков метров), которую
выметывают с судна вокруг косяка рыбы. Низ невода снабжен кольцами, через
которые проходит стяжной трос. Выбирая стяжной трос, стягивают низ невода и
преграждают рыбе выход из него. С помощью специальных грузовых устройств
стенки невода подбирают на судно, а оставшуюся рыбу рыбонасосом или каплером
(больших размеров сетной конус на обруче) перегружают на судно. Лов рыбы
такими неводами получил название кошелькового промысла. В настоящее время он
широко используется в открытых морях и океанах. В качестве промысловых судов,
работающих с кошельковым неводом, используют среднетоннаж- ные суда (типа
СРТР), специально приспособив их для этой цели. В последние годы появились
крупнотоннажные суда водоизмещением более 4000 т для лова кошельковым неводом
тунца.
Тралящие орудия лова. Принцип их действия заключается в
том, что орудие лова в виде сетного конусообразного мешка буксируют по
водоему, захватывая встречающуюся на пути рыбу. К тралящим орудиям лова
относятся донные невода (снюрреводы) , близнецовые тралы и собственно тралы.
Близнецовые тралы получили свое название от
использования на лову двух одинаковых по типу судов — близнецов. Эти суда,
следуя параллельными курсами и с одинаковой скоростью, буксируют трал за два
ваера. В этом случае горизонтальное раскрытие трала обеспечивается положением
двух ваеров, а вертикальное — плавом и грузом.
Собственно трал буксирует одно судно ( 108, б) . В этом
случае горизонтальное раскрытие трала достигается с помощью распорных досок —
больших щитов, идущих под некоторым углом к потоку воды, а вертикальное — за
счет специальной оснастки трала грузом и плавом. Траловый промысел бывает
донным и пелагическим (разноглубинным) . В настоящее время траловый лов —
наиболее механизированный и перспективный вид промысла, который дает свыше 80
% всей добываемой рыбы в нашей стране.
Стационарные орудия лова. Это различной конструкции неподвижные
ловушки, куда рыба входит свободно, а выход из них рыбе затрудняет лабиринт
сетных стенок.
Наибольшее распространение в этой группе получили
прибрежные орудия лова — ставные невода ( 109). Это большая сетная камера с
суживающимся или закрывающимся входом, в который рыба направляется с помощью
сетной стенки — крыла невода. Крыло устанавливают от берега до входа в
ловушку.
Колющие орудия лова. Они разделяются на остроговые и
крючковые. К первым относятся остроги, копья, гарпуны и др. В промышленном
рыболовстве из перечисленных орудий лова этой группы применяли лишь гарпуны
на китобойном промысле. Гарпуны снабжают
разрывными гранатами и выстреливают из пушки. Разрываясь в
теле кита, граната его убивает или тяжело ранит.
Крючковые орудия лова применяют в основном при ярусном
промысле. Ярус () состоит из хребтины — длинного (10—70 км) прочного троса с
прикрепленными к нему на поводцах буйками и крючками. Поплавки удерживают
ярус на заданной глубине. На крючки насаживают естественную или искусственную
наживку. Работу с ярусом выполняют на специально оборудованных судах с
ярусоподьемниками.
Прочие орудия лова. Сюда условно относят все орудия лова,
не вошедшие в ранее описанные группы. Это в основном местные разновидности
существующих орудий лова, однако некоторые из них, например рыбонасосы, имеют
важное значение в промышленном рыболовстве.
Основные параметры тралов — общее сопротивление трала RT,
его горизонтальное LT и вертикальное 1а раскрытия, массовые характеристики
Мт, размеры по подборам и другим линейным измерениям, расчетная скорость
буксировки и др.
Проектирование конкретного трала осуществляется по
техническому заданию, исходными данными для которого являются судно и его
тактико-технические характеристики (массовое водоизмещение, линейные размеры,
тяговая характеристика движителя и промысловых механизмов), район промысла,
характеристики объекта лова (размеры рыб, их скоростные, биологические и иные
данные); возможности
технологического оборудования для переработки улова и др.
Таким образом, судно и спроектированный для него трал находятся в теснейшей
взаимосвязи и образуют промысловый комплекс.
Максимум этой тяги наблюдается в так называемом швартовном
режиме, когда скорость судна v равна нулю. С увеличением скорости значение
тяги уменьшается. Ri и R2 — общее сопротивление судна и двух различных
тралов. Как видно из 116, это сопротивление резко возрастает с увеличением
скорости траления, причем при одной и той же скорости сопротивление первого
трала значительно превышает сопротивление второго. Если кривые Ре, Rx и R2
вычертить в определенном масштабе, то точки их пересечения (а, б) дадут
возможные скорости траления — v Т1 и v т2.
Расчет тяги винта Ре (и) громоздкий, но больших сложностей
не представляет, особенно в настоящее время с учетом возможностей современной
вычислительной техники.
Сопротивление трала с достаточной точностью рассчитать
гораздо сложнее, так как он состоит из многочисленных нитей, веревок,
канатов, грузов, плава, распорных досок и прочих более мелких деталей. Трал в
рабочем состоянии принимает строго определенную пространственную форму, и все
его составные части находятся под различными углами к набегающему потоку
воды. Между судном и тралом (его распорными досками) существует гибкая связь
— ваеры, которые принимают определенную форму и рассчитать их сопротивление
довольно сложно. Общее сопротивление, например, сетной части трала не равно
суммарному сопротивлению составляющих его частей из-за их взаимного влияния.
Обычно в практических расчетах буксировочное, или полное, сопротивление трала
RT для какой-либо фиксированной скорости представляют в виде
RT = RTC + 2Дтд + 2RB,
вде RTC - сопротивление сетной части трапа с оснасткой; —
сопротивление траловой доски; RB - сопротивление ваера.
Аналитический расчет сопротивления трала может дать
относительную ошибку ± 10—15%, однако в стадии проектирования с такими
возможными ошибками приходится мириться. В условиях промысла наиболее точно и
просто полное сопротивление трала определяют динамометром, подключая его,
например, в ваер за кормой судна. Зная угол, под которым ваер входит в воду,
легко определить и горизонтальную составляющую сопротивления трала.
Горизонт хода трала определяют с помощью приборов контроля
орудий лова. Так, для конкретного трала глубину его хода hT можно представить
в табличной или графической форме как функцию длины ваера LB и скорости
траления и т, т. е. hT = f (I в, ит).
Для этой цели по приборам при LB = const снимают глубину
хода трала /гт при различных (реально используемых на промысле) скоростях
траления v (под скоростью v понимается скорость судна и трала относительно
воды). Затем изменяют длину ваера на некоторую величину ALB и повторяют
эксперимент. Упомянутые графики успешно применяют на траловом разноглубинном
промысле в задачах, связанных с предвычислением горизонта хода трала. Глубина
хода трала увеличивается при увеличении длины ваера и уменьшении скорости
траления и, наоборот, уменьшается при уменьшении длины ваера и увеличении скорости
траления. Параметры LB и ит можно изменять раздельно, а в отдельных случаях
совместно, что приводит к так называемому комбинированному маневру.
|