Экологическое право |
Основы экологического праваРаздел: Экономика и юриспруденция
|
Отдельной категорией объектов охраны окружающей среды являются особо охраняемые территории и объекты. В экологическом праве им уделено повышенное внимание: они имеют особое природоохранное, научное, культурное значение, эстетическое, рекреационное, оздоровительное назначение, изымаются частично или полностью из хозяйственного использования, для них устанавливается режим специальной охраны с учетом особенностей их статуса. На сегодняшний день в Российской Федерации насчитывается 95 государственных природных заповедников федерального значения общей площадью более 31 млн га, в том числе сухопутной (со внутренними водоемами) - более 26 млн га, что составляет 1,53 % всей территории России. Заповедники расположены на территории 18 республик, 4 краев, 35 областей, 6 автономных округов. Подавляющее большинство (88) государственных природных заповедников находится в непосредственном управлении Государственного комитета по охране окружающей среды, один - в системе Минобразования, четыре - в ведении Российской академии наук, один - в ведении Рослесхоза. Государственные природные заповедники имеют статус
природоохранных, научно-исследовательских и эколого-просветительских
учреждений, в которых трудятся около 5 тысяч штатных сотрудников. История
создания общегосударственных заповедников насчитывает 80 лет, первый такой
заповедник был создан еще в конце Национальные парки в Российской Федерации стали создавать
с
Неповторимость системы заповедников и национальных парков России, их роль в сохранении природного наследия и биологического разнообразия признаны во всем мире. Восемнадцать российских заповедников имеют международный статус биосферных резерватов (им выданы соответствующие сертификаты ЮНЕСКО), пять заповедников и четыре национальных парка находятся под юрисдикцией Всемирной конвенции о сохранении культурного и природного наследия, восемь заповедников и один национальный парк подпадают под юрисдикцию Рамсарской конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, два заповедника имеют дипломы Совета Европы. В соответствии с Указом Президента РФ "Об особо
охраняемых природных территориях" от 2 октября В большинстве государств мира, имеющих обширную систему общенациональных природных резерватов с инфраструктурой хозяйственных учреждений, для непосредственного руководства ими создаются специализированные управленческие структуры со всей полнотой административных функций. Так, в США федеральная Служба национальных парков осуществляет управление примерно 350 федеральными резерватами различного статуса. Причем финансовую политику в национальных парках США определяют именно в Службе национальных парков, а не в иных службах Министерства внутренних ресурсов, где эта Служба находится. Аналогичные службы существуют в Канаде, Австралии, Танзании. В последние годы подобная практика находит признание и в
странах СНГ. Так, несмотря на сложную социально-экономическую ситуацию, в
Грузии сочли целесообразным передать государственные заповедники в подчинение
самостоятельного Главка при Совете Министров. 13 марта В истории заповедного дела в России были и иные времена. С
Особо охраняемые территории относятся к объектам общенационального
достояния. Регулирование их охраны осуществляется на основании Федерального
закона "Об особо охраняемых природных территориях" а) государственные природные заповедники; б) национальные парки; в) природные парки; г) государственные природные заказники; д) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады; ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты. Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение; они являются соответственно федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти, собственностью субъектов Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Федерации; собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления. Особо охраняемые природные территории федерального и регионального значения определяются соответственно Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ. Особо охраняемые природные территории местного значения определяются в порядке, установленном законами и иными нормативными актами субъектов Федерации. Закон Республики Тыва "Об особо охраняемых природных территориях Республики Тыва" предусматривает, в частности, организацию таких особо охраняемых природных территорий, как этноприродные парки, государственные природные микрозаповедники и охраняемые водно-болотные угодья. Закон Республики Хакасия "Об особо охраняемых природных территориях и объектах Республики Хакасия" - эколого-этнические, ландшафтно-исторические и эколого-рекреационные зоны. Закон Республики Саха (Якутия) "Об особо охраняемых природных территориях" - национальные природные резерваты и охраняемые ландшафты. Закон Красноярского края "Об особо охраняемых природных территориях в Красноярском крае" - государственные природные микрозаповедники, государственные природные микрозаказники, охраняемые водно-болотные угодья, биологические станции (учебно-научные стационары).[19] Закон Красноярского края "Об особо охраняемых природных территориях Красноярского края" // Красноярский рабочий. 1995. 14 октября. Опыт создания специальных категорий особо охраняемых
природных территорий на местном муниципальном уровне пока незначителен. Из
наиболее удачных примеров следует отметить экологический парк "Черное
озеро" в Засвияжском районе г. Ульяновска, созданный постановлением мэра
г. Ульяновска "О создании экологического парка "Черное озеро"
от 22 апреля С. 346.
1. Закон "Об охране окружающей природной среды" от 19.04.91г. // Ведомости. 1992. № 10. Ст. 457, 459; 1993. № 28. Ст. 1111. 2. Положение о порядке ввоза в РФ и вывоза из РФ
озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции: утверждено постановлением
Правительства РФ от 8 мая. 3. База данных по законодательству "Эталон" для ПЭВМ НИПИ при Минюсте РФ. Экологическое право России: Сб. нормативных правовых актов и документов. М.: БЕК, 1997. 4. Справочная система "Гарант" НПП "Гарант-Сервис". 5. Положение о межведомственной комиссии по охране озонового слоя // Российская газета. 1997. 6 июня. 6. Предотвращение опасных изменений климата и их отрицательных последствий // Российская газета. 1996. 30 октября. 7. Федеральная целевая программа "Предотвращение опасных изменений климата и их отрицательных последствий" // Российская газета. 1996. 30 октября. 8. Боголюбов С.А. Экологическое право. М.: Норма-Инфра, 1998. С. 240. 9. Чмыхало Е.Ю. Правовые проблемы рационального использования и охраны сельскохозяйственных земель // Государство и право. 1998. № 4. С. 51. 10. Указ Президента РФ "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" от 27.10.93 г. // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 44. Ст. 4191; 1993. № 52. Ст. 5082. 11. Чмыхало Е.Ю. Указ. соч. // Государство и право. 1998. № 4. С. 51. 12. Боголюбов С.А. Экологическое право. М.: Норма-Инфра, 1998. С. 240. 13. Бринчук М.М. Введение в экологическое право. М., 1996. С. 13. 14. Комментарий к Водному кодексу РФ. М.: Юрид. дом "Юстицинформ", 1997. С. 22. 15. Боголюбов С.А. Экологическое право. М.: Норма-Инфра, 1998. С. 302. 16. Комментарий к Лесному кодексу РФ. М.: Норма-Инфра, 1997. С. 22. 17. Бринчук М.М. Экологическое прав. М.: Юристъ, 1998. С. 548. 18. Комментарий к закону РФ "О животном мире" // Законодательство и экономика. 1996. № 1-2 (119-120). 19. Закон Красноярского края "Об особо охраняемых природных территориях Красноярского края" // Красноярский рабочий. 1995. 14 октября. 20. Боголюбов С.А. Экологическое право. М.: Норма-Инфра, 1998. С. 346. |
К содержанию Основы экологического права
Смотрите также:
Экологическое право. право окружающей среды
М.м. бринчук. «Экологическое право (право окружающей среды)» Рекомендовано Министерством.
Экологическое право: ...основные темы курса Экологическое право....
Для студентов юридических и других вузов, где изучают курсы «Экологическое право», «Экология», «Охрана окружающей среды».
С. А. Боголюбов. «Экологическое право» Учебник для вузов. … Экологизация.
Экологическое право. Для студентов юридических вузов
Издание подготовлено в соответствии с тематикой учебного курса «Экологическое право» для юридических … Экология, социальная экология и правовая экология.
Экологическое право. Источник экологического права....
§ 3. Метод экологического права. Экологизация. Административно - правовой и гражданско-правовой способы. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО.
Предмет экологического права. Природоохранительное...
Природоохранительное законодательство – совокупность нормативно-правовых актов … § 2. Предмет экологического права. … К содержанию книги: Экологическое право.
Исследование и развитие экологического права как отрасли правовой...
Сегодняшнее российское экологическое право существенно отличается от экологического права … ЭКОЛОГИЯ — наука, изучающая условия существования живых организмов ...
Признание и регулирование экологических прав граждан. Состояние...
2. Состояние правового регулирования экологических прав человека. … Конституция РФ развивает и конкретизирует экологические права граждан, закрепленные в международных...
Последние добавления:
Финансовый словарь О Центральном банке Российской Федерации Банке России ФИНАНСОВОЕ ПРАВО