Биография
и творчество Андрея Рублева
Андрей Рублев (+ ок.1430), иконописец, ученик Феофана
Грека, преподобный.
Сперва был послушником у преподобного Никона Радонежского,
а потом иноком в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве, где скончался и
погребен.
В древнем житии преподобного Сергия Радонежского,
составленном учеником его Епифанием, украшенном многочисленными миниатюрами (список
XVI в.), Андрей Рублев изображен в трех видах: сидящим на подмостках и
пишущим на стене храма образ Нерукотворенного Спаса; приходящим к
новопостроенной в лавре каменной церкви и погребаемым лаврской братией.
Наиболее крупные работы Андрея Рублева – иконы, а также
фрески в соборе Успения во Владимире (1408). Деисис работы Феофана Грека и
Андрея Рублева, равно как и вся златоверхая церковь Благовещения на царском
дворе, у царской казны, сгорели во время большого пожара в Москве в 1547.
Скончался преподобный в Андрониковом монастыре 29 января
1430.
Крупнейшие мастера древнерусской живописи, включая
Дионисия, испытали глубокое воздействие его творчества. На Стоглавом соборе
(1551) иконопись Рублева была провозглашена образцом для подражания: прямо
было ведено «писати живописцем иконы с древних образов, как греческий
живописцы писали, и как писал Андрей Рублев и протчии пресловутый живописцы».
Большая работа по реставрации его произведений и уточнению
его художественной биографии, проделанная в XX в., привела и к образованию
романтической «рублевской легенды», извлекающей героизированную фигуру
художника из анонимно-аскетической, надындивидуальной среды средневекового
творчества.
Местночтимый как святой с XVI в., Андрей Рублев в наше
время вошел и в число общероссийских святых: канонизирован Русской
православной церковью в 1988; церковь отмечает его память 4 июля (17 июля
н.ст.).
Творчество Андрея Рублева
Произведения Андрея Рублева принадлежат к высшим достижениям
русского и мирового духовного искусства, воплотившего возвышенное понимание
духовной красоты и нравственной силы человека Св. Руси. Эти качества присущи
иконам Звенигородского чина (“Спас”, “Апостол Павел” (находится в Русском
музее), “Архангел Михаил”, все — рубеж XIV-XV вв.), где лаконичные плавные
контуры, широкая манера письма близки приемам монументальной живописи.
В к. XIV — н. XV в. Рублев создал свой шедевр — икону
“Троица” (находится в Государственной Третьяковской галерее, на сюжет "гостеприимство
Авраама". Традиционный библейский сюжет он наполнил глубоким поэтическим
и философским Иконы Андрея Рублёвам. Отойдя от традиционных канонов, поместил в центре
композиции единственную чашу (символизирующую жертвенную смерть), а ее
очертания повторил в контурах боковых ангелов. Центральный (символизирующий
Христа) ангел занял место жертвы и выделен выразительным контрастом пятен
темно-вишневого и голубого цветов, оркестрованным изысканным сочетанием
золотистых охр с нежным “голубцом” и зеленью. Вписанная в круг композиция
пронизана глубокими круговыми ритмами, подчиняющими себе все линии контуров,
согласованность которых производит почти музыкальный эффект.
“Троица” рассчитана на дальнюю и ближнюю точки зрения,
каждая из которых по-разному раскрывает богатство оттенков, виртуозную работу
кисти. Гармония всех элементов формы является художественным выражением
основной идеи “Троицы” — самопожертвования как высочайшего состояния духа,
созидающего гармонию мира и жизни. В 1405 совместно с Феофаном Греком и
Прохором с Городца расписал Благовещенский собор Московского Кремля (фрески
не сохранились), а в 1408 с Даниилом Чёрным и др. мастерами — Успенский собор
во Владимире(роспись сохранилась частично) и создал иконы для его
монументального трехъярусного иконостаса, ставшего важным этапом формирования
системы высокого русского иконостаса.
Из фресок Рублева в Успенском соборе наиболее значительна
композиция “Страшный суд”, где традиционно грозная сцена превратилась в
светлый праздник торжества Божественной справедливости. Работы Андрея Рублева
во Владимире свидетельствуют, что к тому времени он был зрелым мастером,
стоявшим во главе созданной им школы живописи.
В 1425 — 1427 Рублев совместно с Даниилом Чёрным и др. мастерами
расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его
иконостаса. Время, когда на Руси назревали новые междоусобные войны и
гармонический идеал человека, сложившийся в предшествующий период, не находил
опоры в действительности, сказалось и на творчестве Рублева. Колорит поздних
икон более сумрачен; в некоторых иконах усиливается декоративное начало, в
других проявляются архаические тенденции. Некоторые источники называют
роспись Спасского собора Андроникова монастыря (ок. 1427) последней работой
Рублева. Ему приписывается также ряд работ, принадлежность которых кисти
Рублева точно не доказана: фрески Успенского собора на “Городке” в
Звенигороде (к. XIV — н. XV в.), иконы — “Владимирская Богоматерь” (ок. 1409,
Успенский собор, Владимир), “Спас в силах” (1408), часть икон праздничного
чина (“Благовещение”, “Рождество Христово”, “Сретение”, “Крещение”,
“Воскрешение Лазаря”, “Преображение”, “Вход в Иерусалим” — все ок. 1399)
Благовещенского собора Московского Кремля, часть миниатюр “Евангелия
Хитрово”.
С 1959 в Андрониковом монастыре действует Музей имени
Андрея Рублева, демонстрирующий искусство его эпохи.
Искусствовед М.В. Алпатов писал: "Искусство Рублева -
это прежде всего искусство больших мыслей, глубоких чувств, сжатое рамками
лаконичных образов-символов, искусство большого духовного содержания",
"Андрей Рублев возродил античные принципы композиции, ритма, пропорций,
гармонии, опираясь в основном на свою художественную интуицию".
|
|
|