Установление народно-демократической власти
Установление народно-демократической
власти. Важной вехой в развитии революций стало установление народно-демократической
власти, которое произошло в отдельных странах при разных обстоятельствах.
Относительно сходным путем пришли к установлению новой власти народы Албании,
Югославии и в известной мере Болгарии, где сопротивление фашизму приняло форму
партизанской войны.
В Болгарии объединение всех
антифашистских сил в Отечественный фронт началось в 1942 г., в том же году был
сформирован Национальный комитет, руководящий центр Отечественного
фронта, в который наряду с коммунистами вошли представители группы
"Звено", состоящей из патриотически настроенных кругов интеллигенции,
чиновничества, Болгарский земледельческий народный союз (БЗНС), левое крыло
Социал-демократической партии (СДП) и др. В стране была создана партизанская
армия, которая в 1944 г.
насчитывала 40 тыс. человек. 9 сентября 1944 г. здесь произошло антифашистское
восстание, результатом которого явилось не только создание правительства
Отечественного фронта, но и выступление болгарской армии против фашистской
Германии.
Конгресс Отечественного фронта,
состоявшийся в марте 1945 г.,
прошел под знаком сплочения демократических сил страны. Им были одобрены
основные направления политики и деятельности правительства Отечественного фронта.
Состоявшиеся в 1945 г.
первые выборы в Народное собрание принесли внушительную победу демократическим
силам.
Национально-освободительная борьба в Югославии
началась сразу же после оккупации страны в 1941 г. в форме выступлений
многочисленных партизанских отрядов. Тогда же стали складываться первые
организации Единого национально-освободительного фронта Югославии (ЕНОФ),
ставшего массовой организацией, объединившей представителей всех
патриотически-настроенных слоев югославского народа. Наряду с партизанскими
отрядами началось формирование будущей регулярной народно-освободительной армии
Югославии (в момент освобождения страны от фашистских захватчиков ее
численность достигала 800 тыс. человек). В середине 1941 г. появились первые
освобожденные от оккупантов территории Югославии, на которых стали
формироваться новые органы власти, народно-освободительные комитеты. В ноябре 1942 г. было создано Антифашистское
вече народного освобождения Югославии (АВНОЮ), избран исполком вече, ставший
политическим и организационным ядром национально-освободительных сил,
объединившим представителей антифашистских политических партий и массовых организаций.
На второй сессии в ноябре 1943 г. АВНОЮ взяло на себя
функции высшего законодательного органа страны, тогда же был создан
Национальный комитет освобождения Югославии. На сессии было принято решение о
создании после освобождения страны демократического федеративного Югославского
государства, которое "обеспечит полное равноправие сербов, хорватов,
македонцев и черногорцев, всем народам Сербии, Хорватии, Словении, Македонии,
Черногории, Боснии и Герцеговины". III сессия АВНОЮ в августе 1945 г., объявив себя
Временной народной скупщиной, приняла Закон о проведении всенародных выборов и
созыве Учредительного собрания.
В оккупированных Польше и Чехословакии
коммунистам не удалось сразу завоевать ведущих позиций. Здесь значительное
влияние на массы имели эмигрантские правительства этих стран, действовавшие в
Лондоне.
Ффф1
Национально-освободительный фронт
Чехословакии стал складываться в 1943
г. Кульминационным этапом национально-освободительной
борьбы в этой стране стали Словацкое национальное восстание в августе 1944 г., в котором
участвовало 80 тыс. вооруженных бойцов, и Пражское восстание в мае 1945 г., поднявшее на
баррикады около 100 тыс. чехов.
Дальнейшее развитие событий поставило
перед лидерами народно-демократических сил, чехословацкой эмиграцией во главе
с бывшим президентом Бенешем вопрос о создании демократического правительства с
участием коммунистов. В апреле 1945
г. на освобожденной территории в г. Кошице всеми
партиями, вошедшими в новое демократическое правительство, была принята
программа национального, демократического возрождения страны. Кошицкая
программа провозгласила создание правительства широкого народного фронта
чехов и словаков, составленного из представителей всех групп и политических
направлений, участников национально-освободительной борьбы против фашистских
захватчиков.
Закрепляя со ссылкой на старую
чехословацкую Конституцию 1920
г. принцип народного суверенитета, демократические
права и свободы, программа предусматривала создание избираемых народом новых
органов власти — национальных комитетов, которым "под постоянным контролем
народа" вверялось управление "всеми общественными делами".
Особое место в программе занял вопрос о
национальных отношениях чехов и словаков. Основываясь на принципах
демократической национальной политики, программа признавала в качестве
законного представителя "самостоятельной словацкой нации" - носителя
государственной власти на территории Словакии - Словацкий национальный совет.
Предусмотрела программа и широкие преобразования в экономике: новую аграрную
реформу, конфискацию предприятий, принадлежащих германскому рейху, военным
преступникам, предателям. С необходимостью "успешного выполнения тяжелых
задач экономического обновления" в программе связывался ряд таких
экономических требований, как подчинение всеобщему государственному управлению
всей денежной и кредитной системы, предприятий основных отраслей
промышленности, природных и энергетических источников.
В демократическом правительстве,
созданном в Кошице, коммунисты были в меньшинстве. Им принадлежало лишь 9
мест, 13 мест принадлежало другим партиям, беспартийным. С целью сплочения
Национального фронта в июле 1945
г. было заключено соглашение между ведущими партиями
страны на платформе претворения в жизнь Кошицкой программы.
Усиление движения Сопротивления в Польше
было связано с возрождением во время войны и гитлеровской оккупации в 1942 г. Польской рабочей
партии (ПРП), поставившей в качестве ближайшей задачи создание широкого
национального фронта всех патриотических и демократических сил, готовых
бороться против немецко-фашистских захватчиков. В 1943 г. в Варшаве был принят
Манифест демократических общественно-политических и военных организаций,
подписанный представителями ПРП, левого крыла Рабочей партии польских
социалистов (РППС), Крестьянской партии (Страництво людове - СЛ), подпольных
профсоюзов, других демократических объединений. В начале 1944 г. на подпольном
заседании представителей этих партий и организаций был сформирован руководящий
центр антифашистской, национально-освободительной борьбы - Крайова рада
народова (Национальный совет Польши - КРН), которому принадлежала главная роль
в создании Армии Людовой (Народной армии), насчитывающей в 1944 г. около 65 тыс.
человек. КРН стала действовать на освобожденной территории летом этого же года
в качестве временного законодательного органа. В июле 1944 г. КРН было создано
временное правительство Польши - Польский комитет национального освобождения
(ПКНО) из представителей ПРП, Польской социалистической партии, Крестьянской
партии (СЛ), Демократической партии и Союза польских патриотов в СССР.
22 июля 1944 г. ПКНО опубликовал
Манифест - программу строительства народно-демократического государства. Он
призвал польский народ продолжать борьбу до победоносного окончания войны,
отвергал антидемократическую Конституцию 1935 г., провозглашал
демократические свободы, закрепляя положение КРН как высшего властного
органа, призывал к созданию народного административного аппарата, милиции,
объявлял о мобилизации молодежи призывного возраста в армию. Вместе с тем Манифест
провозглашал проведение социально-экономических реформ - неотлагательную
экспроприацию земли у помещиков и передачу ее трудовому крестьянству, а также
передачу в руки государства крупных промышленных и торговых предприятий,
банков, транспорта и лесов. Одновременно было создано единое Войско Польское
(в которое вошли польская армия, сформированная ранее в СССР, и Армия Людова).
На развитие политических событий в
Польше оказывало большое влияние и эмигрантское правительство, созданное в
Лондоне, продолжавшее пользоваться поддержкой значительной части населения
страны, а также располагавшее боевой силой в лице главным образом регулярной
Армии Крайовой и некоторых вооруженных отрядов. Обстановка, сложившаяся в
самой Польше и вокруг нее, потребовала заключения соглашения между КРН и
эмигрантским правительством о создании правительства национального единства
Польши, в которое вместе с бывшим главой эмигрантского правительства С.
Миколайчиком вошли 4 представителя буржуазных партий, а коммунисты занимали
лишь половину из 14 мест.
На особенности процессов установления
народно-демократической власти в Румынии и Венгрии оказало влияние то
обстоятельство, что в годы второй мировой войны эти страны были вовлечены в
гитлеровский блок.
Национальный фронт - широкая коалиция
антифашистских социально-политических сил был создан в Венгрии лишь в декабре
1944 г.,
когда Советская Армия приблизилась к ее государственной границе и начал
разваливаться гитлеровский блок. Тогда же в г. Дебрецене открылось Временное
национальное собрание, создавшее Временное национальное правительство.
К содержанию
книги: История государства и
права зарубежных стран
Смотрите также:
Проблемы теории права и
государства: Вопросы и ответы Теория государства и права
Предмет
истории государства и права России
История государства и права близка к науке теории
государства и права. Обе они изучают возникновение государства и права.
...
www.bibliotekar.ru/istoriya-gosudarstva-i-prava/1.htm
|
ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА
И ПРАВА РОССИИ
История государства и права тесно связана с
уже изученными студентами дисциплинами - Историей государства и права
стран и Теорией ...
www.bibliotekar.ru/istoriya-gosudarstva-i-prava/
|
Понятие финансового права.
Система финансового права. Аспекты ...
Большинство авторов, разрабатывающих общие проблемы теории
государства и права, а также изучающих вопросы финансовой деятельности,
...
www.bibliotekar.ru/finansovoe-pravo-3/4.htm
|
Философия права
принадлежит к числу основополагающих дисциплин ...
Традиционно она служит теоретическим введением к ряду
других юридических курсов - общей теории государства и права, истории,
...
www.bibliotekar.ru/filosofiya/126.htm
|
Арбитражный
процессуальный кодекс Российской Федерации ...
М.В.Ломоносова. Соискатель кандидатской степени в
Институте государства и права РАН. Тема диссертации: "Теория
разделения...
bibliotekar.ru/kodex-arbitrazh/index.htm
|
Историография истории государства
и права России
Тем не менее, элементы предмета истории государства
и права России можно найти в ... наиболее влиятельным из которых был...
bibliotekar.ru/istoria-prava-rossii/2.htm
|
Бухарин.
Маркс. Энгельс. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА
Необходима, следовательно, социологическая теория
государства. ... было заявлено, что "целью правителя являются в
стране права, ...
www.bibliotekar.ru/buharin/1.htm
|