Учебные пособия |
Система государственного управления Раздел: Экономика |
Главной целью развития образования являются гармоничное развитие личности и творческих способностей человека, повышение интеллектуального и культурного потенциала страны.
Государство провозглашает гуманистический характер образования, общедоступность и адаптивность его к особенностям развития обучающихся, светский характер государственных и муниципальных образовательных учреждений, плюрализм в образовании, демократизм в управлении им.
Государственная сеть образовательных учреждений создается в соответствии с потребностями городского и сельского населения, с учетом национальных и региональных особенностей. Комплексы среднего профессионального образования ориентируются на запросы населения и местные рынки труда. Система высшего профессионального образования учитывает потребности государства в специалистах и интересы отдельной личности.
Образование базируется на государственных образовательных стандартах, включающих федеральный и национально-региональный компоненты. Они являются основой объективной оценки квалификации выпускников независимо от форм получения образования. Федеральные компоненты, определяющие обязательный минимум содержания образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, устанавливают федеральные органы государственной власти.
На ведение образовательной деятельности необходимо получение лицензии. Она выдается государственным органом управления образованием или органом местного самоуправления на основе заключения экспертной комиссии, создаваемой этими органами.
Право образовательного учреждения на выдачу выпускникам
документа государственного образца о соответствующем уровне образования
возникает после его государственной аккредитации. Государственная аккредитация
проводится федеральными и ведомственными государственными органами управления
образованием и удостоверяется свидетельством о государственной аккредитации,
подтверждающим государственный статус учреждения, соответствие качества
подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов.
Аттестация образовательного учреждения проводится один
раз в пять лет. Она является основной формой государственно-общественного
контроля за образовательной деятельностью. Ее целью служит установление
соответствия содержания и качества обучения требованиям государственных стандартов.
Положительное заключение аттестационной комиссии служит основанием для
получения образовательным учреждением государственной аккредитации. Основанием
для отказа в государственной аккредитации может быть несоответствие заявленных
в учредительных документах типа, вида, категории образовательного учреждения требованиям
и критериям, предъявляемым к ним. Государство должно гарантировать ежегодное выделение
финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10% национального
дохода, защищать соответствующие расходные статьи бюджетов. За счет этих
средств обеспечивается общедоступное, в том числе гарантированное бесплатное
образование на всех ступенях и уровнях системы образования, а на конкурсной
основе — бесплатность среднего профессионального, высшего и послевузовского
образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Доля расходов на финансирование высшего профессионального
образования не может составлять менее 3% расходной части федерального бюджета,
за счет этих средств проводится обучение не менее 170 студентов на каждые 10
тыс. населения. Финансирование осуществляется на основе государственных
и местных нормативов, определяемых в расчете на одного обучающегося по каждому
типу, виду учреждений. Нормативы финансирования негосударственных
образовательных учреждений не могут быть ниже нормативов аналогичных государственных
и муниципальных учреждений на данной территории. Негосударственные учреждения
после их аккредитации получают право на государственное или муниципальное
финансирование. Образовательные учреждения могут оказывать платные дополнительные
образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными
программами и государственными стандартами. Доходы от такой деятельности реинвестируются
в образовательное учреждение по его усмотрению. Такая деятельность не относится
к предпринимательству. Платные образовательные услуги не могут оказываться
вместо образовательной деятельности, финансируемой бюджетом. Заработанные
таким способом средства изымаются в бюджет. Негосударственные образовательные
учреждения вправе взимать плату с обучающихся за образовательные услуги, в том
числе за обучение в пределах государственных образовательных стандартов.
Взаимоотношения негосударственного образовательного учреждения и обучающегося,
его родителей (представителей) регулируются договором. Деятельность органов управления образованием
направлена на обеспечение федеральной программы развития образования,
государственных образовательных стандартов и функционирование системы
образования. Компетенция в области образования разграничена между
федеральными органами законодательной и исполнительной власти, органами
государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и
образовательными учреждениями. Федеральные государственные органы управления образованием
в пределах своей компетенции могут инспектировать любые образовательные
учреждения и любой орган управления образованием в порядке надзора, но они не
могут самостоятельно принимать к рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции
органов управления образованием субъектов РФ и местных органов управления. Социальные статьи занимают львиную долю бюджетных расходов
и рассматриваются как источник снижения налогового бремени на предприятия в
интересах экономического роста. Федеральный бюджет уже освободился во многом от
социальных обязательств, переложив затраты на регионы и население. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства предполагает
дальнейшее увеличение расходов населения на оплату жилья и коммунальных услуг. В развитых странах работник на оплату жилья тратит 25—
30% дохода, прямые налоги забирают 20—40%, на покупку товаров и оплату услуг
остается 30—40%. В России из-за низкой оплаты труда доля затрат на приобретение
товаров достигает 70—80% дохода. Если же расходы населения на жилье и
коммунальные услуги будут повышаться, то это еще более усложнит выход из
экономического кризиса ввиду сокращения платежеспособного спроса. К содержанию
книги: Система государственного
управления Смотрите также: Стратегическое управление Социология
управления Разработка управленческого решения Исследование систем управления Организационное поведение и управление персоналом Коммуникации
стратегического маркетинга Управление. Стратегическое (перспективное)
планирование Обыч- но стратегическое планирование трактуется
довольно широко. Рассматривается стратегическое управление как
интегральный процесс ... bibliotekar.ru bibliotekar.ru/biznes-29/15.htm
ОРГАНИЗАЦИЯ И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ В
МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИРМАХ. Глава 3. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ КОРПОРАТИВНЫЕ СТРУКТУРЫ В ... bibliotekar.ru bibliotekar.ru/biznes-43/144.htm Круглое И. П. Стратегическое управление компанией:
Учебник для вузов. — М.: Русская Деловая Литература, 199S. Лафта Дж. К.
Эффективность ... bibliotekar.ru bibliotekar.ru/biznes-29/
Стратегические решения в области производства, общий ... ОРГАНИЗАЦИЯ И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ В
МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИРМАХ. Глава 3. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ КОРПОРАТИВНЫЕ СТРУКТУРЫ В ... bibliotekar.ru bibliotekar.ru/biznes-43-2/100.htm