Учебные пособия |
Система государственного управления Раздел: Экономика |
Социальный конфликт выражает осознанное противоречие по средствам достижения целей, удовлетворения потребности, интереса и является следствием нарастания напряженности в обществе, трудовом коллективе. Причинами ее могут быть нерешенность политических проблем, высокий уровень преступности, необеспеченность предметами потребления и т.д. Наибольшее распространение получают конфликты, связанные с нарушением социальных и экономических прав граждан, защита которых гарантируется государством. В трудовом коллективе социальную напряженность провоцируют стагнация производства, отсутствие связи заработка с результатами труда и др.
В период проведения экономических реформ, когда регулирующие функции государства ослабли, а рынок еще не сложился, поле для нестабильности, конфликтов расширилось, особенно в сфере трудовых отношений. Непопулярные решения или действия властей, собственников или руководителей предприятий вызывают конфликты между населением и властями, работниками и работодателями.
Так, участились конфликты, связанные со сменой руководителей предприятий, переходом прав собственности на них. Собственники не решают социальные проблемы работающих на предприятии, проблемы охраны труда и др. Профсоюзы утратили даже прежние ограниченные функции.
Неудовлетворительное выполнение органами власти функций, связанных с защитой человека и других обязанностей, создает потенциальную угрозу стабильности и может привести к акциям социального протеста, отказу от гражданской ответственности.
Особая осторожность необходима в международной политике. Россия не может полностью уходить от ответственности за разрешение межгосударственных конфликтов, затрагивающих ее интересы, как бы ни была слаба в экономическом отношении. Но прежде чем вступать в конфликт, необходимо тщательно проанализировать характер отношений страны со сторонами конфликта, объем необходимых ресурсов, степень поддержки власти населением.
О степени доверия граждан некоторым органам власти свидетельствуют данные табл. 8.1 (% от численности опрошенных).
Согласно опросам общественного мнения, 81% опрошенных недовольны соблюдением социальных прав граждан, 71 — негативно оценили состояние регулирования экономики, 68 — политическую обстановку в стране, 85% — заявили о кризисе управления.
Конфликт включает несколько стадий — от зарождения до
разрешения. Главное состоит в том, чтобы предотвратить конфликт на основе
выявления его ранних симптомов. Вмешательство на предконфликтной стадии
позволяет его предупреждать, не допускать разрастания или разрешать в
конструктивной манере с минимальными негативными последствиями. В зависимости
от эффективности вмешательства конфликт может быть локализован и разрешен на
ранней стадии или получить острое развитие.
Роль государственного управления при этом сводится к
выявлению порога, за пределами которого вероятность конфликта возрастает,
созданию условий, позволяющих добиваться разрешения конфликта, возвращения
ситуации к исходному состоянию, принятию новых правил поведения,
способствующих достижению мира и согласия. Таблица 8.1. Показатели
опроса о доверии органам власти, % Варианты оценок Региональные администрации Милиция Налоговые инспекции Доверие
2,7
2,5
2,6 Скорее доверие
10,8
6,6
5,9 Равнодушие
31,6
13,9
14,3 Скорее
недоверие
22,5
29,6
23,5 Недоверие
23,0
40,7
28,5 Затруднились
ответить
9,4
6,7
25,2 В случае возникновения конфликта нельзя рассчитывать
на его саморазрешение; замораживание ситуации создает угрозу нового обострения,
взрыва. Урегулирование конфликта проявляется в компромиссном разрешении спора,
которое позволяет сторонам достичь некоторых или всех первоначальных целей. Для
этого используются различные формы и методы — от юридической и судебной помощи
до стачек и забастовок. Разрешение конфликта цивилизованными методами возможно
при сильных институтах государственной власти, ответственном представительстве
сторон. Наиболее эффективным способом урегулирования конфликта
являются переговоры. Процесс переговоров включает три стадии. 1.
Предварительная сделка, т.е. условия, на которых стороны согласны их начать. 2.
Обсуждение существа спора лицом к лицу, подготовка удовлетворяющего стороны
соглашения. 3.
Имплементация, т.е. оформление и толкование достигнутого в ходе переговоров
соглашения. Успешные переговоры завершаются согласованием, компромиссом,
арбитражным решением. При этом первостепенную роль играет посредник, в качестве
которого выступают органы управления, профсоюзы, третейские суды и др. В зависимости от степени охвата конфликтами
территории, предприятий, работников, населения они разрешаются на местном,
региональном уровне или для этого требуются меры общегосударственного
масштаба. Одним из главных источников конфликтности являются
социально-трудовые отношения. Участниками трудовых отношений выступают
работники и работодатели. Основную роль в их оптимизации призван играть рынок рабочей
силы. Однако либерализация трудовых отношений привела к ущемлению интересов
работников, между ними и работодателями возникают разногласия по поводу цены и
условий найма, занятости, социальных гарантий, выполнения коллективных
договоров и соглашений. Государство регулирует рынок рабочей силы и участвует
в согласовании интересов сторон трудовых отношений. Целью государства являются
формирование цивилизованного рынка труда, достижение социального партнерства, а
в случаях его нарушения — защита общества от негативных последствий конфликта.
Конституция РФ предоставляет право на индивидуальные и коллективные трудовые
споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая
право на забастовку. Коллективным трудовым спором (конфликтом) являются
неурегулированные разногласия между работниками и работодателями по поводу
условий труда, исполнения коллективных договоров, соглашений по
социально-трудовым вопросам. Порядок разрешения коллективных трудовых споров
регулируется специальным Федеральным законом (от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ).
Он предусматривает право выдвижения требований работников, их рассмотрение,
применение примирительных процедур, участие посредников, использование
трудового арбитража, оформление соглашения по результатам разрешения
коллективного трудового спора. Обязательным является несудебный порядок
рассмотрения требований трудового коллектива или профсоюза, отклоненных
администрацией. Предусматривается участие государственного органа,
содействующего разрешению коллективного трудового спора. Орган действует в
соответствии с Положением о Службе по урегулированию коллективных трудовых
споров, оказывает методическую помощь сторонам на всех этапах разрешения
трудового спора, готовит посредников и трудовых арбитров, финансирует примирительные
процедуры. В случае необходимости сроки, предусмотренные для
проведения примирительных процедур, могут быть продлены по согласованию сторон
коллективного трудового спора. Забастовка как способ разрешения коллективного
трудового спора применяется, если примирительные процедуры не привели к
разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от
примирительных процедур, не выполняет достигнутого соглашения. Примерный
порядок проведения забастовок приводится в табл. 8.2. Таблица 8.2. Порядок
проведения забастовок Процедура Количество дней Исполнение 1 2 3 Направление требований работодателю После принятия их на собрании (конференции) Рассмотрение требований работодателем, принятие решения и сообщение о нем в
письменной форме представителю работников До трех рабочих дней Со дня получения требований Формирование примирительной комиссии До трех рабочих дней С момента начала коллективного трудового спора Рассмотрение спора примирительной комиссией До пяти рабочих дней С момента издания приказа о ее создании Исполнение решений комиссии По решению комиссии С момента принятия решения Выбор кандидатуры посредника До трех рабочих дней С момента обращения в Службу Рассмотрение спора с участием посредника До семи календарных дней С момента его назначения Формирование трудового арбитража Не позднее трех рабочих дней С момента окончания рассмотрения спора примирительной
комиссией или посредником Рассмотрение спора в трудовом арбитраже До пяти рабочих дней Со дня его создания Письменное предупреждение работодателя о
предупредительной забастовке Не позднее чем за три рабочих дня До ее начала Часовая предупредительная забастовка После пяти календарных дней С начала работы примирительной комиссии Письменное предупреждение работодателя о забастовке Не позднее десяти календарных дней С момента принятия решения об объявлении забастовки
Определение минимума необходимых работ За пять рабочих дней То же Прекращение забастовки Не позднее следующего дня После вручения копии решения суда органу, возглавляющему
забастовку Приостановление забастовки судом в случае создания
непосредственной угрозы жизни и здоровью людей До 30 календарных дней До начала или во время забастовки Приостановление забастовки Президентом РФ и
Правительством до решения вопроса судом До 10 календарных дней То же В период забастовки работодатель, органы
исполнительной власти, местного самоуправления и орган, возглавляющий забастовку,
обязаны принять зависящие от них меры для обеспечения общественного порядка,
сохранности имущества, а также работы машин, остановка которых представляет
угрозу жизни и здоровью людей. Судом может быть признана незаконной забастовка, если
она объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных законом.
Забастовка является также незаконной, если создает угрозу основам
конституционного строя и здоровью других лиц, обороне страны и безопасности
государства. В этом случае решение по коллективному трудовому спору принимает
Президент РФ в 10-дневный срок. В случаях, имеющих особое значение для
обеспечения жизненно важных интересов страны или отдельных территорий, Президент
и Правительство РФ вправе приостановить забастовку до решения вопроса
соответствующим судом, ни не более чем на десять календарных дней. К содержанию
книги: Система государственного
управления Смотрите также: Стратегическое управление Социология
управления Разработка управленческого решения Исследование систем управления Организационное поведение и управление персоналом Коммуникации
стратегического маркетинга Управление. Стратегическое (перспективное)
планирование Обыч- но стратегическое планирование трактуется
довольно широко. Рассматривается стратегическое управление как
интегральный процесс ... bibliotekar.ru bibliotekar.ru/biznes-29/15.htm
ОРГАНИЗАЦИЯ И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ В
МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИРМАХ. Глава 3. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ КОРПОРАТИВНЫЕ СТРУКТУРЫ В ... bibliotekar.ru bibliotekar.ru/biznes-43/144.htm Круглое И. П. Стратегическое управление
компанией: Учебник для вузов. — М.: Русская Деловая Литература, 199S. Лафта
Дж. К. Эффективность ... bibliotekar.ru bibliotekar.ru/biznes-29/
Стратегические решения в области производства, общий ... ОРГАНИЗАЦИЯ И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ В
МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИРМАХ. Глава 3. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ КОРПОРАТИВНЫЕ СТРУКТУРЫ В ... bibliotekar.ru bibliotekar.ru/biznes-43-2/100.htm