Учебные пособия |
Система государственного управления Раздел: Экономика |
Чрезвычайной называется ситуация на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, природного явления или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой жертвы, ущерб здоровью людей или природной среде, а также значительные материальные потери.
В обществе постоянно сохраняется угроза природных катастроф, эпидемий. В России средний уровень риска для человека намного превышает допустимый. Около 20% территорий страны занимают зоны повышенной сейсмической опасности. Площадь наводнений достигает 400 тыс. км2, создавая угрозу для 750 городов и нескольких тысяч населенных пунктов. Ежегодно возникают 25—30 тыс. лесных пожаров, уничтожающих до 5 млн га леса. На предприятиях используется изношенное оборудование, отслужили срок 40% трубопроводов для перекачки газа и нефти. Многие объекты в электроэнергетике находятся в предаварийном состоянии.
В условиях низкой технологической дисциплины, хронической нехватки средств для поддержания в нормальном состоянии основных фондов возрастает вероятность массовых аварий, техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций, особенно на транспорте, в жилищно-коммунальном хозяйстве.
В опасных зонах проживают 30% населения, в чрезвычайно опасных — 10%.
В 1998г. в чрезвычайных ситуациях пострадали 112,6 тыс. чел., погибли 1275, ущерб составил примерно 20 млрд руб.
Чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные. Критериями классификации чрезвычайных ситуаций являются: численность пострадавшего населения; нарушение условий жизнедеятельности; размер материального ущерба; границы зон распространения поражающих факторов.
Постановлением Правительства РФ (от 9 марта
К трансграничной относится чрезвычайная ситуация, поражающие
факторы которой выходят за пределы страны, либо чрезвычайная ситуация, возникшая
за рубежом и затрагивающая территорию страны. Таблица 8.3. Критерии
классификации чрезвычайных ситуаций Критерии классификации Чрезвычайная ситуация Локальная Местная Территориальная Региональная Федеральная 1. Численность пострадавшего населения, чел. не более 10 от 10 до 50 от 50 до 500 от 50 до 500 более 500 2. Нарушение условий жизнедеятельности, чел. не более 100 от 100 до 300 от 300 до 500 от 500 до 1000 более 1000 3. Материальный ущерб (количество минимальных оплат труда в месяц), тыс. не более 1,0 от 1,0 до 5,0 от 5,0 до 500,0 от 500,0 до 5000,0 более 5000,0 4. Зона чрезвычайной ситуации: а) не выходит за пределы: • территории объекта + — — — — • населенного пункта — + — — — • субъекта РФ — — + — — б) охватывает территорию: • двух субъектов РФ — — — + — • более двух субъектов РФ — — — — + В экологии различают чрезвычайные экологические
ситуации и экологические бедствия. Территория объявляется зоной
чрезвычайной экологической ситуации Указом Президента РФ на основании
заключения государственной экологической экспертизы, если в ней в результате
хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные
изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию
генетического фонда растений и животных. Участки территории, где в результате хозяйственной
либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей
природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения,
нарушение природного равновесия, объявляются зонами экологического
бедствия. Природные и техногенные чрезвычайные ситуации наступают,
как правило, внезапно. Поэтому первостепенное значение имеет профилактика,
предотвращение наступления чрезвычайной ситуации. Этой цели служат мероприятия,
проводимые органами управления и хозяйствующими субъектами, по охране человека,
окружающей среды при использовании объектов, представляющих потенциальную
угрозу. Так, обращение с ядерными материалами предусматривает
комплексное решение проблем нормирования их получения, использования,
физической защиты, регистрации и учета. На всей территории осуществляется
государственный контроль за радиационной обстановкой. Ядерные материалы
подлежат государственному учету и контролю на федеральном, региональном и
ведомственном уровнях. Государство регулирует также безопасность при
использовании атомной энергии с помощью специально уполномоченных на то
федеральных органов исполнительной власти. Они вводят в действие нормы и
правила использования атомной энергии, осуществляют надзор за их выполнением,
проводят экспертизу ядерных установок, применяют меры административного
воздействия и выполняют другие функции, связанные с обеспечением безопасности
при использовании атомной энергии. На федеральном уровне государственный учет и контроль
ядерных материалов осуществляют Министерство Российской Федерации по атомной
энергии (Минатом России) и Министерство обороны Российской Федерации
(Минобороны России). На ведомственном уровне эти функции выполняют федеральные
органы исполнительной власти, в распоряжении которых находятся ядерные
материалы. На уровне эксплуатирующей организации, деятельность которой связана
с производством, хранением или использованием ядерных материалов, их учет и контроль
осуществляет ее администрация. Надзор за системой учета и контроля ядерных материалов
для использования в мирных целях осуществляет Федеральный надзор России по
ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России). Государственный
таможенный комитет Российской Федерации (ГТК России) контролирует перемещение
ядерных материалов через таможенную границу. Вмешательство в деятельность эксплуатирующей организации
в части использования ядерной установки, кроме случаев, предусмотренных
правовыми актами, не допускается. При потере управления источником ионизирующего излучения
(по разным причинам) может наступить радиационная авария. Организации, в
которых возможно возникновение радиационных аварий, обязаны иметь план
мероприятий по защите работников и населения, согласованный с органами местного
самоуправления и государственного надзора по радиационной безопасности, а
также средства для ликвидации последствий аварии. Органами государственной власти Российской Федерации,
субъектов РФ, местного самоуправления проводятся мероприятия по обеспечению
правил, норм в области радиационной безопасности, информирование населения о
радиационной обстановке, его обучение в области радиационной безопасности. В целях повышения эффективности контроля за использованием
атомной энергии и исключения дублирования функций органы государственного
регулирования по ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности
заключают соглашения о взаимодействии. Проблемы экологической безопасности возникают в связи
с изменениями климата, а также производственной, в том числе генно-инженерной
деятельности человека. Изменение климата ведет к крупномасштабным негативным
последствиям во всех областях деятельности. В России весьма уязвимыми к изменениям
климата являются сельское, лесное и водное хозяйства. В Создание предусмотренных программой систем контроля,
мониторинга, анализа и прогнозирования позволит обеспечить органы
государственной власти и отрасли экономики достоверной информацией для
принятия хозяйственных решений, уменьшающих или исключающих отрицательные
последствия изменения климата. Чрезвычайные ситуации ликвидируются: локальная — силами
и средствами предприятия, организации; местная — силами и средствами органов
местного самоуправления; территориальная — силами и средствами органов
исполнительной власти субъекта РФ; региональная и федеральная — силами и средствами
органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне чрезвычайной
ситуации. Ликвидация трансграничной чрезвычайной ситуации осуществляется по
решению Правительства РФ в соответствии с нормами международного права и
международными договорами. Ликвидация чрезвычайной ситуации считается
завершенной по окончании проведения аварийно-спасательных и других неотложных
работ. Заблаговременно создаются резервы материальных ресурсов
для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Они включают продовольствие, пищевое
сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства
связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и
другие материальные ресурсы. Резервы создаются исходя из прогнозируемых видов и
масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их
ликвидации, максимально возможного использования сил и средств по следующим
уровням управления. 1. Федеральный
резерв в составе государственного материального резерва — решением
Правительства РФ. 2. Резервы
федеральных органов исполнительной власти. 3. Резервы
субъектов РФ — решением органов исполнительной власти субъектов РФ. 4. Местные
резервы — решением органов местного самоуправления. 5. Объектовые
резервы — решением администраций предприятий, учреждений. Номенклатура и объемы резервов, а также контроль за
созданием, хранением, использованием и их восполнением устанавливаются
создавшим их органом. Размещаются резервы на объектах, предназначенных для их
хранения, откуда возможна их оперативная доставка в зоны чрезвычайных ситуаций.
Резервы используются при проведении аварийно-спасательных и других неотложных
работ по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, для
развертывания и содержания временных пунктов проживания и питания пострадавших
граждан, оказания им единовременной материальной помощи и других первоочередных
мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности пострадавшего
населения. Финансирование издержек по созданию, использованию и
восполнению резервов осуществляется за счет федерального бюджета, бюджетов
субъектов РФ, местных бюджетов, средств федеральных органов исполнительной
власти, собственных средств предприятий, учреждений. При ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий
производятся экстренные поставки материальных ресурсов. Для этого используются
средства банков под гарантию Правительства РФ при расчетах за формирование,
закупку, доставку, хранение и страхование материальных ценностей,
предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций. От имени Правительства РФ
гарантии по возврату средств банков предоставляет Минфин России в пределах
ассигнований на эти цели, предусмотренных в федеральном бюджете. Министерство
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) совместно с Российским
агентством по государственным резервам (Росрезерв) ежегодно определяет перечень
предприятий-поставщиков в государственные резервы материальных и продовольственных
ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. При этом таможенное оформление
товаров при их ввозе и вывозе осуществляется в приоритетном порядке. Гражданам, лишившимся жилья в результате чрезвычайных
ситуаций и стихийных бедствий, выдаются государственные жилищные сертификаты.
Сертификат является именной необращающейся ценной бумагой и отчуждению в
какой-либо форме не подлежит. Выпуск сертификатов осуществляется в течение двух
месяцев с момента чрезвычайной ситуации на основании решения Правительства РФ,
данных МЧС России и органа исполнительной власти субъекта РФ, на территории
которого сложилась чрезвычайная ситуация. Органы исполнительной власти
субъектов РФ должны обеспечить предоставление жилья гражданам, лишившимся его в
результате чрезвычайных ситуаций, в 3-месячный срок со дня получения ими
жилищного сертификата. Срок предъявления сертификата для получения жилья
устанавливается в течение года с даты его выдачи. Погашение государственных жилищных сертификатов осуществляется
за счет средств, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете в составе
резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций и последствий стихийных бедствий. Минфин России компенсирует органу
исполнительной власти субъекта РФ стоимость. общей площади жилья,
предоставляемой владельцу сертификата. Сумма компенсации определяется исходя из
размера предоставляемой площади и сложившейся в регионе на момент выпуска
сертификатов средней стоимости В зоне экологической чрезвычайной ситуации на время
преодоления ее последствий приостанавливается работа предприятий, учреждений,
цехов, оборудования, оказывающих неблагоприятное влияние, ограничиваются
отдельные виды природопользования, проводятся оперативные меры по
воспроизводству природных ресурсов. В зоне экологического бедствия прекращается
деятельность хозяйственных объектов, кроме связанных с обслуживанием местного
населения, запрещается строительство новых объектов, существенно ограничиваются
все виды природопользования. Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера производится за счет средств
предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой
формы, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, средств федеральных органов
исполнительной власти, соответствующих бюджетов, страховых фондов и других
источников. При отсутствии или недостаточности указанных средств
федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти
субъектов РФ могут обратиться в Правительство РФ с просьбой о выделении средств
из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Основанием для выделения средств из резервного фонда
является решение Правительства РФ, в котором указывается размер ассигнований
и их целевое расходование. Средства из резервного фонда выделяются органам
исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ для финансирования
аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных работ, закупки материальных
ресурсов для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения, оказания
единовременной материальной помощи, погашения государственных жилищных
сертификатов и некоторых других нужд. В целях повышения оперативности в проведении неотложных
мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций на бюджетный счет МЧС России
зачисляется оперативный резерв финансовых средств в размере не менее 0,1%
установленного в федеральном бюджете объема резервного фонда Правительства РФ
по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Средства оперативного резерва расходуются по целевому назначению. Финансирование последующих мероприятий по восстановлению
объектов экономики и территорий, пострадавших в результате чрезвычайных
ситуаций, осуществляется за счет собственных средств организаций,
соответствующих бюджетов и других источников, а в необходимых случаях — за
счет государственных инвестиций, предусматриваемых в федеральном бюджете. К содержанию
книги: Система государственного
управления Смотрите также: Стратегическое управление Социология
управления Разработка управленческого решения Исследование систем управления Организационное поведение и управление персоналом Коммуникации
стратегического маркетинга Управление. Стратегическое (перспективное)
планирование Обыч- но стратегическое планирование трактуется
довольно широко. Рассматривается стратегическое управление как
интегральный процесс ... bibliotekar.ru bibliotekar.ru/biznes-29/15.htm
ОРГАНИЗАЦИЯ И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ В МЕЖДУНАРОДНЫХ
ФИРМАХ. Глава 3. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ КОРПОРАТИВНЫЕ СТРУКТУРЫ В ... bibliotekar.ru bibliotekar.ru/biznes-43/144.htm Круглое И. П. Стратегическое управление компанией:
Учебник для вузов. — М.: Русская Деловая Литература, 199S. Лафта Дж. К.
Эффективность ... bibliotekar.ru bibliotekar.ru/biznes-29/
Стратегические решения в области производства, общий ... ОРГАНИЗАЦИЯ И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ В
МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИРМАХ. Глава 3. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ КОРПОРАТИВНЫЕ СТРУКТУРЫ В ... bibliotekar.ru bibliotekar.ru/biznes-43-2/100.htm