Учебные пособия |
Система государственного управления Раздел: Экономика |
Основой государственного управления оборонным комплексом служит размещение оборонного заказа. Государственный оборонный заказ является правовым актом, предусматривающим поставки продукции для федеральных государственных нужд в целях поддержания необходимого уровня обороноспособности.
Предпосылками формирования оборонного заказа являются положения военной доктрины, федеральной программы производства вооружений и военной техники, программ военно-технического сотрудничества с другими государствами, мобилизационного плана экономики и некоторые другие условия.
Разработка оборонного заказа осуществляется во взаимосвязи с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации и проектом федерального бюджета на соответствующий год. Министерство экономического развития и торговли России утверждает план-график работ по формированию оборонного заказа, который доводится до сведения всех разработчиков.
Основные показатели оборонного заказа утверждаются Президентом РФ. Ими являются: производство продукции (работы, услуги по видам); работы по реализации международных договоров по ликвидации, сокращению и ограничению вооружений; мероприятия по мобилизационной подготовке экономики; работы по строительству, техническому перевооружению объектов, предназначенных для нужд обороны; материально-технические ресурсы, по которым поставщикам устанавливаются квоты их обязательных поставок (государственное бронирование) государственным заказчикам и исполнителям.
В оборонном заказе указываются также сроки поставок; прогнозируемая стоимость (цена); перечень государственных заказчиков и предполагаемых исполнителей и другие условия. В государственном бюджете предусматриваются расходы по оборонному заказу в составе защищенных статей, подлежащих финансированию в полном объеме.
По важнейшим видам материально-технических ресурсов для выполнения оборонного заказа Правительство РФ устанавливает предприятиям квоты обязательных поставок головному исполнителю оборонного заказа по складывающимся на рынке ценам.
Государственный заказчик отвечает за своевременное
доведение оборонного заказа до исполнителя, за целевое использований выделяемых
ему средств из бюджета. Выполнение оборонного заказа экономически стимулируется
ассигнованиями из федерального бюджета на строительство, освоение новой
техники, гарантированием фиксированного уровня рентабельности, авансированием
работ в размере не менее 40% их стоимости и другими мерами.
Государственные заказчики совместно с органами исполнительной
власти субъектов РФ проводят конкурсы по размещению оборонного заказа на
поставку продовольствия для обеспечения военных и приравненных к ним
спецпотребителей. Закупки и поставки продовольственных товаров для
обеспечения военных и приравненных к ним спецпотребителей по нормам
продовольственных пайков осуществляются государственными заказчиками в
первоочередном порядке. Объем закупок формируется при разработке
государственного оборонного заказа Министерством экономического развития и
торговли России по государственным заказчикам и субъектам РФ на основании
предложений органов исполнительной власти и по согласованию с ними. При заключении государственных контрактов на выполнение
оборонного заказа используются данные органов государств венной статистики об
уровне и динамике рыночных цен на сельскохозяйственную продукцию и
продовольственные товары с учетом инфляции, прогнозируемой Министерством
экономического развития и торговли России. При согласовании с поставщиками
договорные цены предусматриваются на уровне не выше среднерыночных, действующих
в соответствующих субъектах РФ. Закупки и поставки производятся на основе
прямых договоров, заключаемых с отечественными товаропроизводителями. Заказы
на продовольственное обеспечение размещаются в субъектах РФ по месту дислокации
войск. Оборонный заказ на всех этапах разрабатывается и
реализуется в соответствии с требованиями законодательства по обеспечению
режима сохранения государственной тайны. Оборонный заказ является
обязательным, если его размещение не приносит убытков при исполнении.
Образована Межведомственная комиссия по координации деятельности по выполнению
оборонного заказа. На сессии ООН в Под конверсией понимается частичная или полная
переориентация производственных мощностей и ресурсов оборонных предприятий
с военных на гражданские нужды. Основанием для сокращения или прекращения на
оборонном предприятии производства для военных нужд являются решения органов
государственной власти России, а также фактическое сокращение бюджетных
расходов на эти цели. Конверсия предполагает сохранение и эффективное
использование в новых экономических условиях производственного, кадрового и инновационного
потенциала оборонных отраслей путем перепрофилирования производства и
создания дополнительных рабочих мест в гражданской сфере, а также внедрения
двойных технологий. Высокие технологии оборонного комплекса используются
для производства конкурентоспособной на мировом рынке продукции.
Высвобождающиеся в процессе конверсии производственные мощности и ресурсы
привлекаются к реализации приоритетных государственных целевых программ
социально-экономического развития России. В соответствии с Законом РФ «О конверсии оборонной
промышленности» предприятие самостоятельно на основе исходных данных (заказ на
производство, программа развития мобилизационных мощностей) разрабатывает
программу конверсии, перепрофилирования производства, привлекая для этого
прежде всего собственные средства. Государственная поддержка носит целевой
характер и предусматривает дотирование предприятий в связи с потерей прибыли
при переподготовке работников и выплате выходного пособия, на содержание
социальной инфраструктур, предоставление льготного кредита. Поддерживаются
перспективные производства, проекты, направленные на решение важнейших проблем
в сфере транспорта, здравоохранения, безопасности производства в добывающих
отраслях, импортозамещающих технологий. В настоящее время функционируют около 1500 оборонных
предприятий, из них государственных — 40%, акционерных обществ с госучастием —
33%, без госучастия — 25%. Между тем существуют ограничения на приватизацию и
банкротство предприятий оборонной промышленности и прямые запреты. В результате сокращения оборонного заказа и конверсии
большинство предприятий оборонного комплекса оказались в сложном положении.
Доля бюджетных расходов на оборону снизилась с 7,6% к ВВП в Объем военного экспорта уже в 2 раза превышает оборонный
заказ. Особым спросом на мировом рынке пользуются российские самолеты,
ракетные корабли, подлодки, бронетехника, приборы ночного видения и т.д. В Для дальнейшего повышения экспортного потенциала предприятия
осуществляют техническую реконструкцию и перестройку с учетом требований
мирового рынка оружия. Создаются сверхкрупные государственные и
полугосударственные предприятия, научно-производственные центры по разработке
и производству вооружений и военной техники новых поколений. В СССР основным органом управления предприятиями ВПК
было Министерство оборонной промышленности. После • авиационно-космическое (Росавиакосмос); • по судостроению (Россудостроение); • по обычным вооружениям (РАВ); • по системам управления (РАСУ); • по боеприпасам (Росбоеприпасы). Каждое агентство — это управленческий суперконцерн, головной
подрядчик, выполняющий заказы силовых министерств и ведомств, отвечающий за
качество и своевременность выполнения оборонного заказа. Министерство
экономического развития и торговли России выдает квалификационные сертификаты
на право управления предприятиям, разрабатывающим военную технику. К содержанию
книги: Система государственного
управления Смотрите также: Стратегическое управление Социология
управления Разработка управленческого решения Исследование систем управления Организационное поведение и управление персоналом Коммуникации
стратегического маркетинга Управление. Стратегическое (перспективное)
планирование Обыч- но стратегическое планирование трактуется
довольно широко. Рассматривается стратегическое управление как
интегральный процесс ... bibliotekar.ru bibliotekar.ru/biznes-29/15.htm
ОРГАНИЗАЦИЯ И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ В
МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИРМАХ. Глава 3. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ КОРПОРАТИВНЫЕ СТРУКТУРЫ В ... bibliotekar.ru bibliotekar.ru/biznes-43/144.htm Круглое И. П. Стратегическое управление
компанией: Учебник для вузов. — М.: Русская Деловая Литература, 199S. Лафта
Дж. К. Эффективность ... bibliotekar.ru bibliotekar.ru/biznes-29/
Стратегические решения в области производства, общий ... ОРГАНИЗАЦИЯ И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ В
МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИРМАХ. Глава 3. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ КОРПОРАТИВНЫЕ СТРУКТУРЫ В ... bibliotekar.ru bibliotekar.ru/biznes-43-2/100.htm